Корреспондент "РГ" побывал на предприятиях, чтобы разобраться, как их владельцам удалось совершить экономическое чудо и почему это произошло именно сейчас.
- Вот здесь строим новый цех, старый пришлось снести полностью, поскольку он не отвечал современным требованиям, - рассказывает один из руководителей Бесланского пищекомбината Руслан Леков, проводя экскурсию по предприятию. - Но вся остальная инфраструктура на комбинате сохранилась. Здесь 10 тысяч квадратных метров производственных помещений и 25 тысяч - складов. Остались в рабочем состоянии колбасный, лимонадный, консервный и винно-водочный цеха, котельная и электроустановка. Конечно, оборудование устаревшее, советского производства. Работать на нем можно, но постепенно будем его менять. Самое главное, что сохранились все рецепты консервов, ГОСТы и документация. В совокупности это и позволило возродить предприятие.
Территория пищекомбината очень большая. Чувствуется советский размах. Бесланский комбинат смог сохранить специализацию с тех времен, хотя многие аналогичные предприятия уже к 2000-м годам оказались переквалифицированы под склады или иное производство. Но Бесланский нашел свою нишу в производстве алкогольной продукции. До 2013 года здесь работал фактически один цех - винно-водочный. Однако он позволял компании быть рентабельной, пока в 2013 году у завода не истек срок лицензии. Новую получить не удалось и владелец комбината, желая отойти от дел, передал управление своему сыну, тот привлек команду менеджеров, которые и вдохнули в предприятие новую жизнь. Пищекомбинат начал заниматься своей профильной деятельностью - выпуском консервов, возрождались цеха, простоявшие почти 20 лет без дела.
Первая проблема, с которой столкнулись новые руководители, - нехватка оборотных средств и необходимость поменять почти все оборудование. Однако хорошая залоговая база (недвижимость на территории комбината) позволила взять значительный кредит на 20 лет. Его размер владельцы предприятия не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну.
- Главной задачей на первых порах было восстановление поставок сырья, - рассказывает Руслан Леков. - Для этого мы собирали излишки продукции у жителей сел вокруг Беслана - Иманус, Заманкул, Карджин, Кадгарон. Пришлось даже создавать сезонные бригады для сбора урожая, поскольку у некоторых местных жителей остались крупные фруктовые сады, а собирать продукцию самостоятельно у них не хватало сил. Кстати, все сельчане оказались очень рады восстановлению комбината, поскольку продажа фруктов стала для них существенной статьей доходов. В итоге и мы выиграли - получили постоянных поставщиков.
Предприятие закупило современную консервную линию, что позволило выйти на мощность в 20 тонн продукции в час. Главными покупателями стали крупные торговые сети. Однако пока консервы поступают только в магазины республики. Чтобы расширить географию продаж, комбинату надо выйти на мощность в один миллион банок за сезон, а этого показателя пока достичь не получается.
Другим ярким примером "второй жизни" советского предприятия стала компания "Рокос", которая специализируется на выпуске мебели из дерева. Базой для нее стала фабрика "Казбек", в период СССР занимавшаяся изготовлением музыкальных инструментов и деревянных окон, а также мебели из МДФ.
Когда в цеха бывшего "Казбека" пришли новые руководители, они под влиянием рынка начали осваивать совершенно другое направление - выпуск столов, кресел, стульев и различных элементов декора. В конце 2018 года компания открыла новый корпус столярных цехов, что придало ей дополнительный импульс. Установленная производственная линия может выпускать около 10 тысяч стульев и три тысячи столов в месяц. Однако на самом деле с конвейера выходит меньше продукции: объемы производства диктует сбыт, а он пока не так велик, как хотелось бы. Возможно, одна из причин - насыщенность рынка похожей продукцией.
По словам руководителей компании, после пуска новой линии объем производства вырос на 30 процентов. В то же время дирекция жалуется на отсутствие роста продаж, несмотря на обширную дилерскую сеть в России, Казахстане и Кирги- зии. Дисбаланс между боль- шими мощностями и недостаточным сбытом мешает компании активно развиваться дальше.
Главным козырем, который позволил североосетинской мебельной фабрике выйти в лидеры отрасли в СКФО, стала аренда у государства 35 тысяч гектаров леса на 49 лет. Это дало компании возможность освоить полный цикл производства - от заготовки древесины до покраски и полировки готовой продукции. Это увеличило и чистую прибыль.
- За год мы срубаем от двух до пяти тысяч стволов, - рассказывает директор предприятия Фатима Гобеева. - Но и высаживаем за то же время 67 тысяч саженцев. В полную силу они должны войти через 80 лет.
- В Северной Осетии много малых производств мебели. Они работают под заказы, - рассказывает заместитель министра промышленности и транспорта РСО - Алания Эльбрус Мадзаев. - Но такой большой компании, как "Рокос", с полным циклом производства и штатом сотрудников в 300 человек, современными станками с программным управлением, в республике больше нет. Поэтому для нашего региона оказался очень важным пуск этой мебельной фабрики.
Если предприятие "Бесланский пищекомбинат" и мебельная фабрика "Рокос" начали активно развиваться, находясь в частных руках, то бывший оборонный завод "Бином" получил "вторую жизнь", находясь под крылом государства, хотя и в новом статусе.
В советские времена Северная Осетия была одним из лидеров радиоэлектронной промышленности страны. Здесь работало 16 крупных оборонных предприятий, а общая численность сотрудников превышала 33 тысячи человек. Одним из этих заводов и был "Бином", выпускавший резисторы.
К 2000 году в Северной Осетии работало только семь предприятий ОПК, на которых трудились 1,2 тысячи человек. У "Бинома" осталось лишь несколько десятков специалистов. Некоторые цеха оказались в таком запустении, что на крышах проросли деревья и кусты.
В 2018 году было принято решение о передаче "Бинома" в собственность правительства Северной Осетии и создании на его базе индустриального парка. В начале нынешнего года эта инициатива приняла реальные очертания, и под крышу бывшего советского оборонного завода въехало несколько инвесторов. Простаивавшие в течение двух десятилетий цеха были приведены в порядок.
Они постепенно оснащаются оборудованием. Одним из инвестиционных проектов предусмотрено создание предприятия по ремонту автомобильных шасси большегрузов. Активно работает и другой инвестор, который открывает на базе "Бинома" производство светотехнических изделий.
Хайдарбек Бутов, министр промышленности и транспорта Северной Осетии:
- Для создания индустриального парка во Владикавказе не случайно была выбрана именно территория "Бинома", где уже есть производственная инфраструктура. Первыми резидентами стали завод "Ремдизель", выпускающий и ремонтирующий бронемашины, а также компания "Луч", специализирующаяся на производстве светотехники. Кроме этого, мы подвели к этой площадке теплосети, отремонтировали цеха, построили водонапорную башню и трансформаторную подстанцию. Для резидентов индустриального парка предусмотрено освобождение от налога на имущество и снижение налога на прибыль с 20 до 13,5 процента. Большую роль сыграло то, что деятельность "Бинома" в некоторых аспектах совпадает с работой "Ремдизеля" и "Луча".