- Здесь можно под водой кресты ставить, уже небольшой погост получится, - говорит Алексей Заливатский, глава администрации поселка Янтарный, где идет наиболее активный подводный промысел: в этом районе - основные залежи солнечного камня на планете. - В прошлом году только у берегов Янтарного погибли семеро. Сами ныряльщики понимают, что это опасно, но уверены: если трагедия и случится, то с кем-то другим. Это не хобби, а тяжелый труд: они погружаются на 12-14 метров в ледяную воду и вгрызаются в грунт, чтобы добыть янтарь, пашут на износ. Кстати, что-то я сильно разбогатевших на этом не вижу. Нормально живут те, кто технику предоставляет, а сами в воду не лезут.
Со стороны промысел выглядит вполне невинно: флотилия лодок, выстроившаяся невдалеке от береговой линии. Вот только нарушает идиллию мощный гул - это идет размыв грунта под водой. Для этой цели почти все двигатели переоборудованы под водометы, объясняет Алексей Заливатский. По его словам, в районе Янтарного в штиль выходит по двести лодок, и их число только растет. Кто эти люди? И местные, и приезжие, причем не только из Калининградской области. В декабре прошлого года здесь погиб 45-летний екатеринбуржец.
Как им можно помешать? Закон не запрещает желающим на лодке в дневное время выйти в море и погрузиться в него с аквалангом - ненаказуемо. И ловить янтарь (так же, как и собирать на берегу выброшенные морем кусочки). Как объяснили в пресс-службе регионального УМВД, запрещено только использовать технические средства для добычи. А пойди поймай на дне с этими помпами-водометами. На лодках всегда кто-то дежурит: смотрит, не приближаются ли правоохранители. Местная администрация перекрыла нелегальные проезды к морю, но дайверы-янтарщики на мощных джипах продолжают проникать на пляжи объездными путями.
- Я за решение этой проблемы цивилизованным путем: необходимо, чтобы дайверы проходили серьезное обучение, - считает глава Янтарного. - Почему бы не рассмотреть возможность выдачи им лицензии на подводную добычу, при этом будет целесообразно создание СРО для регулирования этой отрасли по примеру строительной. Не лишним будет ввести обязательное страхование жизни и здоровья ныряльщиков. И продумать возможность официальной продажи добытого камня янтарному комбинату либо на специальных аукционах.
Почему так часто гибнут подводные старатели?
- Алчность и пренебрежение техникой безопасности, - не задумываясь отвечает Павел Кочанов, который занимается подготовкой дайверов в Калининграде.
Дайв-клубов в регионе несколько, почти все - в Янтарном, на Синявинском озере. Здесь собираются те, кто хочет научиться дайвингу и получить международный сертификат. И большинство добытчиков балтийского самоцвета тоже здесь обучались, в том числе погибшие.
- Во всем мире при подводных погружениях существует система партнерства. Твой партнер - это твой запасной дыхательный аппарат, - объясняет Павел. - Все современные аппараты имеют по два регулятора подачи воздуха: один - для себя, другой - запасной, на случай отказа техники у партнера. Под водой дайверы всегда держатся парами. Это самое важное. Если техника подведет, единственный путь к спасению - нестись к партнеру, дышать через его регулятор и подниматься вместе на поверхность. Дайверы-янтарщики пренебрегают системой партнерства. Как правило, один стоит в лодке и смотрит по сторонам, чтобы конкуренты или полиция не застали врасплох, а второй в одиночку размывает грунт на дне. Это глупый риск.
Кроме того, ловцы янтаря экономят на снаряжении, покупают бывшее в употреблении.
- Опасна и сама технология их работ, - говорит Павел, - помпами они размывают грунт на дне. Поднимается муть, видимость нулевая. Стенки шурфа могут внезапно обвалиться и засыпать дайвера. И тогда ему конец. Именно так недавно погиб молодой парень. Когда его тело подняли, выяснилось, что под толщей обвалившегося грунта, ожидая помощи, он еще долго боролся за жизнь, пока не израсходовал весь воздух. Но помощь не пришла: напарник наверху просто не знал, что случилась беда…
История "люди гибнут за янтарь" - давняя, вся страна могла ознакомиться с ней по телесериалу Первого канала "Желтый глаз тигра" (снятого, кстати, по инициативе Калининградского янтарного комбината). Началась она в конце 80-х годов прошлого века, а до того солнечный камень особо не ценился. Как вспоминает житель поселка Мечниково под Балтийском Александр, в 60-70-х у многих местных в гаражах и сараях стояли мешки с янтарем, им даже печи топили - окаменевшая ископаемая смола отлично горит.
Все изменилось, когда в 90-х повысилась классификация и, соответственно, цена янтаря - с поделочного камня до полудрагоценного, а перекупщики открыли каналы его продажи в Польшу и Литву. Правда, поначалу копали в основном в земле, гибли под завалами.
- Говорят, что первыми в межсезонье ловить янтарь в море начали офицеры и мичманы, которых в начале девяностых вывели из польского Свиноустья в Донское, - рассказывает Юрий, житель поселка Донское, что в нескольких километрах от Янтарного. - Они тогда остались не у дел, а мужики-то крепкие, с авантюрной жилкой. Не было таких гидрокостюмов, как сейчас, они надевали войсковые прорезиненные костюмы химзащиты, а у кого были - морские спасательные, покупали большие сачки и заходили в море по пояс. Тоже, конечно, опасно: когда штормит, в полосе прибоя перевернет волна и барахтаешься вниз головой на небольшой глубине, не поймешь, где верх, где низ, захлебнуться можно на глазах у товарищей, если они сразу не подхватят. Да и почки у всех застужены были, радикулит-простатит, но кто про это думал.
"Черные" янтарные старатели не случайно ушли на дно морское. На суше борьба с ними пошла успешнее с того момента, как в декабре 2017 года наказание за самовольную добычу балтийского самоцвета ужесточилось: штрафы выросли в сто раз: с 3-5 тысяч рублей до 200-500 тысяч с физических лиц, стало возможным изымать технику. Сократилось число "лунных пейзажей" - огромных кратеров, которые оставляли после себя копатели.
- Повышение размеров штрафа привело к увеличению количества дайверов, которые осуществляют добычу янтаря в море без специальных средств, что фактически правонарушением не является, - отметил начальник областного УМВД Игорь Илларионов, отчитываясь в прошлом году перед депутатами областной Думы.
Наказать ловцов янтаря фактически можно лишь за выезд на пляж и стоянку автотранспорта в водоохранной зоне, это запрещает Водный кодекс. В прошлом году в ходе спецоперации полиции и ФСБ удалось задержать аквалангистов, незаконно промышлявших добычей "золота Балтики" со дна. Тогда их поймали с поличным - полицейские подошли на катерах береговой охраны. Изъяли лодки, оборудование, акваланги и более полутора килограммов "солнечного камня". С тех пор о подобных спецоперациях больше не сообщалось.