Как Екатеринбург становится столицей стрит-арта

Екатеринбург особенно трудно любить именно сейчас, с середины марта до середины апреля. Серые дома, серый асфальт, серые от грязи машины, газоны цвета грязи, пешеходы, предусмотрительно одетые в одежду немарких тонов и также предусмотрительно не поднимающие глаз от асфальта - мало ли что там… ну, вы поняли. И, например, замученная вечными пробками привокзальная улица Стрелочников: голые худосочные деревья, старые деревянные бараки. И вдруг вам навстречу - Дон Кихот на белом коне! А на другой стене взрываются изумрудно-зеленым листья, гордятся ярким оперением птицы, подмигивает прохожим огромный кот. Чудо? Нет, просто граффити, уличная живопись, по поводу которой до сих пор не утихают споры - искусство это или вандализм. То есть не просто, конечно, а вполне серьезно и концептуально, но об этом позже, а пока давайте просто прогуляемся по городу, глядя не только под ноги - рискнем!
Татьяна Андреева/РГ

Вот начавший было облезать фасад гимназии на улице Бажова вдруг украсился трехэтажным портретом писателя, один глаз которого, к негодованию местных старушек, не то подбит, не то осенен малахитовой тенью… На бетонном заборе у лицея имени Дягилева расцветают ромашковые поляны, а в траве бродят счастливые разноцветные коты. Трансформаторная будка на углу Бажова-Шевченко превращается в прозрачное синее озеро, по которому плывет отважный бумажный кораблик. Непонятного назначения труба во дворах на Шейнкмана обзаводится обаятельнейшей улыбкой. А облезлая стена вокруг ВИЗа вдруг плещет морской волной - подходи, опускай руку в воду!

Стрит-арт - уличное искусство, которое не дожидается своего зрителя в помещениях художественных галерей, а идет зрителям навстречу, берет за руку, заставляет остановиться на бегу, поднять глаза, задуматься, улыбнуться, возмутиться. Это не только картины на стенах, разумеется. Знаменитая "Клава" - бетонная компьютерная клавиатура на берегу Исети. На улице Малышева красуется огромная, весом в 150 килограммов терка - символ дискуссий, периодически сотрясающих город. Знаменитые уже на весь мир оранжевые абажуры художника Тимофея Ради, которые зимой создают домашний уют в сквере перед оперным театром. Еще одно направление вездесущего стрит-арта - уличный копирайтинг. "Я бы обнял тебя, но я просто текст", "Эй ты, люби меня", "Ты лучше космоса", "Кто мы, откуда, куда мы идем?". Город вступает с нами в диалог, философствует. Подсмеивается:

- В мою честь могли бы и проспект назвать, - обижается нарисованный на стене дома на улице Горького Александр Сергеевич.

- Саша, иди ной на свою улицу! - парирует нарисованный Алексей Максимович.

И получается, что если знать маршруты, то по городу можно гулять бесконечно, удивляясь и улыбаясь. Серый город, говорите?

А вы в курсе, что с недавних пор Екатеринбург считается столицей российского стрит-арта? Это именно так, потому что такой серьезной "коллекции работ" и такой длинной предыстории больше нет ни у кого. Можно вести отсчет с начала девяностых, когда на стенах домов появились первые рисунки поэта и художника андеграунда Евгения Малахина (Старика Букашкина) - теперь это история и отчасти классика, оставшиеся объекты охраняют и реставрируют. В начале двухтысячных арт-менеджеры Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев предложили рассказать на бесконечных бетонных заборах "Длинные истории", заложив традицию рисовать в городской среде. А в 2010-м в Екатеринбурге возник фестиваль уличного искусства "Стенограффия", и теперь ежегодно на него приезжают сотни художников со всей России и из-за рубежа. Команда нашей "Стенограффии", как центр управления полетами, теперь проводит акции в Омске, Томске, Оренбурге, Ханты-Мансийске, Грозном и даже в Санкт-Петербурге. Автор абажуров и множества других арт-объектов Тимофей Радя журналом Forbs был включен в список самых перспективных молодых художников России.

Ни о каком вандализме речи давно не идет, уличное искусство уважаемо и влиятельно

- Мне такая амбициозность очень нравится, - отвечая на вопрос о столичности, говорит один из основателей "Стенограффии" Евгений Фатеев. - В Екатеринбурге стрит-арт стал важным языком общения. У художников появилась своя аудитория, люди обсуждают, оценивают, спорят, принимают участие в подготовке. Чем известен Екатеринбург за его пределами, кроме того печального обстоятельства, что у нас убили последнего царя? Зданиями в стиле конструктивизма, уральским роком, екатеринбургским стрит-артом.

Все более востребованными у гостей города становятся экскурсии по объектам стрит-арта, в соцсетях горожане сам составляют карты размещения полюбившихся объектов. Большинство из них, увы, недолговечно, но в этой своей мимолетности еще более трогательно. Но что имеем - надо бы сохранить, поэтому в феврале Евгений Фатеев выступал на слушаниях в Общественной палате города, и по итогам обсуждения было принято решение, что администрация Екатеринбурга вместе с фестивалем "Стенограффия" начинает работу по каталогизации объектов уличного искусства с целью последующего их сохранения и реставрации.

В июне фестиваль "Стенограффия" пройдет в Екатеринбурге в десятый раз. Сейчас во всю идет "сбор поверхностей", предложений от владельцев стен и заборов - на много лет вперед, так что ни о каком вандализме речи давно уже не идет, уличное искусство становится уважаемым и влиятельным. Это уже не просто картинная галерея наизнанку, не просто украшение поверхностей и развлечение публики. Есть созданный командой "Стенограффии" граффити-памятник погибшей подлодке "Курск Непотопляемый": на опорной стене набережной городского пруда водоотталкивающей аэрозолью выполнена одиннадцатиметровая надпись "Курск", которая проявляется под дождем, но не поддается воздействию воды. Был проект "Уличная грязь", когда художники Слава Птрк и Владимир Абих грязью из-под ног прохожих или из-под колес проезжающих машин рисовали портреты бездомных, напоминая об отношении к ним общества. А когда в Екатеринбурге на трех дорожных ямах нарисовали лица губернатора, мэра и вице-мэра, ямы были немедленно заделаны, а сама акция "Заставь чиновника работать" получила международное распространение и даже вошла в компьютерные игры.

Но что мы опять о грязи. Город разговаривает с нами о разном. Воспитывает: "Весна не наступит, пока ты не перестанешь материться". Успокаивает: "У нас с вами железные нервы". Устраивает неожиданные встречи с обаятельными енотами и жизнерадостными динозаврами, Муми-троллями и инопланетянами. Напоминает о лете и море, чайках и кораблях. И о том, что даже из подручных материалов всегда можно сотворить чудо - при желании, конечно.

 

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "Российская газета - Неделя - Урал"