Прежде всего законопроект предполагает, что процесс закупок, связанных со строительством школ, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов и других подобных объектов, сократится примерно в два раза: с нынешних сорока-пятидесяти дней до двадцати. В частности, уменьшится промежуток с момента внесения последних изменений в план-график до начала процедуры закупок с десяти дней до одного дня. Кроме того, увеличится количество электронных аукционов с сокращенным сроком подачи заявок. Речь идет о семи днях, отведенных на подачу, вместо пятнадцати. В настоящее время по ускоренной процедуре идут только закупки до 3 млн рублей. Согласно новому законопроекту, этот ценовой порог повысится до 50 млн рублей при закупках товаров и услуг и до 500 млн рублей при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Надеюсь, что в дальнейшем нам удастся еще больше сократить сроки закупок.
Также законопроект снижает риски при исполнении контрактов. Например, будет установлена обязательная предквалификация исполнителей, то есть проверка наличия необходимого опыта, подтвержденного документально, чтобы фирмы-однодневки или компании, не готовые к выполнению работ, не допускались к процедурам закупок. Помимо этого будет запрещено предоставлять авансы тем поставщикам, которые предложили цену контракта более чем на 25% меньше начальной, то есть подозрительно низкую.
Наконец, законопроект сокращает административную нагрузку на заказчиков и, таким образом, высвобождает силы и время для более тщательной проработки других закупок.
Отмечу, что данный документ обсуждался на площадке межфракционной рабочей группы, созданной по инициативе председателя Госдумы Вячеслава Володина. По результатам этого обсуждения было принято решение о необходимости внесения целого ряда поправок в законопроект ко второму чтению.
Во-первых, срок, в течение которого необходимо размещать в единой информационной системе изменения, внесенные в план-график закупок, должен быть сокращен с трех рабочих дней до одного.
Во-вторых, надо уменьшить срок рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе, с семи рабочих дней до трех.
В-третьих, при рассмотрении жалоб нужно установить запрет на запрос контрольными органами бумажных документов, размещение которых обязательно в единой информационной системе.
В-четвертых, должен быть установлен добровольный характер проведения заказчиком экспертизы результатов исполнения контракта, предоставленных поставщиком.
Эти и другие важные поправки были поддержаны Государственной Думой при принятии законопроекта во втором чтении. В четверг он будет рассмотрен в третьем окончательном чтении.
Отмечу, что в отличие от многих других законопроектов, связанных с изменением 44-го федерального закона о госзакупках, этот документ носит комплексный характер. Он решает не отдельные проблемы отраслевого характера, а весь блок вопросов.
Таким образом, сейчас мы начинаем системную работу по модернизации закупочного законодательства. Летом закон вступит в силу, а в осеннюю сессию мы обязательно продолжим работать над совершенствованием системы закупок, чтобы они выполнялись как можно более качественно и оперативно.