"От того, как такие компании себя чувствуют, как они работают, функционируют, как складываются отношения с государством, многое зависит не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в целом в экономике", - считает Владимир Путин.
Глава ЛУКОЙЛа сообщил президенту о том, что компания успешно завершила 2018 год, удалось стабилизировать добычу углеводородов. По словам Вагита Алекперова, компания ежегодно обеспечивает прирост запасов, а инвестиции составляют 500 млрд рублей в год.
Руководитель нефтяной компании также рассказал Владимиру Путину о работе ЛУКОЙЛа на шельфе Каспийского и Балтийского морей. По его словам, на Северном Каспии компания планирует запустить месторождение им. Кувыкина в 2022-2023 годах.
Аналитики и эксперты нефтяной отрасли, описывая шельфовые проекты ЛУКОЙЛа, отмечают, что компания имеет самый большой опыт работы на шельфе среди отечественных нефтяников. Используемые ЛУКОЙЛом технологии добычи в Балтийском и Каспийском морях находятся на самом современном мировом уровне, а в чем-то даже его превосходят. Проекты компании являются важными драйверами экономического и социального развития балтийского и прикаспийского регионов и экономики РФ в целом.
Сейчас ЛУКОЙЛ осваивает около десятка шельфовых месторождений на Балтике и Каспии. В России таким опытом и навыками похвастаться не может больше никто. Ультрасовременные нефтяные платформы для компании проектируются и строятся на предприятиях Астраханской и Калининградской областей. Так что без преувеличения можно сказать, что импортозамещением ЛУКОЙЛ занимается давно и успешно и создает тысячи рабочих мест в смежных отраслях - судостроении, машиностроении и т.д. По сути, развивая собственные шельфовые проекты, компания поднимает на новый уровень не только свои, но и общероссийские технологические возможности.
При этом объем морской добычи компании составляет примерно десятую часть от общего производства ЛУКОЙЛа. Согласно стратегии в 2020 году ЛУКОЙЛ добудет на шельфе около 9 млн тонн нефти. Но в отличие от западносибирского сырья (основная добыча компании сосредоточена именно в этом регионе) шельфовая нефть более легкая, дебет морских скважин в десятки раз выше, чем сухопутных и, если говорить о балтийских проектах, имеет наилучший экспортный потенциал. Ведь с собственного терминала ЛУКОЙЛа под Калининградом она может сразу уходить за границу. Рентабельность обеспечивается, в частности, тем, что балтийская нефть ЛУКОЙЛа из-за ее высокого качества торгуется с премией по отношению к базовой российской нефти Urals.
Стратегический подход ЛУКОЙЛа к освоению шельфовых месторождений оправдан. Новых перспективных сухопутных нефтегазоносных провинций, таких, как западносибирская, в России пока не открыто, а в этом регионе производство падает из-за высокой степени выработанности. А ведь работу по разведке шельфа Северного Каспия ЛУКОЙЛ начал в 1995 году, когда месторождения Западной Сибири были далеки от истощения.
Работа на шельфе накладывает на нефтедобытчиков серьезную ответственность по охране окружающей среды. В чем-то она даже больше, чем при работе на суше. Ведь как на Каспии, так и на Балтике Россия соседствует с другими государствами, и любая авария на шельфе может привести к экологической катастрофе в территориальных водах многих стран. Еще в 1992 году Россия, Швеция, Дания, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Германия и Польша подписали Хельсинкскую конвенцию по защите морской среды Балтийского моря. Для того чтобы выполнить ее условия, ЛУКОЙЛ разработал технологию "нулевого сброса", которую стал использовать как на балтийском, так и на каспийском шельфе. Все производственные отходы отправляются на берег, там они очищаются и утилизируются, а в море ничего лишнего и вредного не сбрасывается. За все время работы ЛУКОЙЛа на шельфах Балтики и Каспия спутниковый мониторинг его морских объектов не выявил ни одного нефтяного пятна.
Профессионализм ЛУКОЙЛа не остался незамеченным на международном уровне.
Норвегия квалифицировала ЛУКОЙЛ как одну из семи компаний в мире, отвечающих всем требованиям для работы на арктическом шельфе. Кроме него такой оценки не удостоилась ни одна из российских нефтяных компаний. Но именно на морских месторождениях российской Арктики ЛУКОЙЛ пока не может работать - такое право с 2008 года закреплено только за государственными компаниями "Роснефть" и "Газпром". Впрочем, ситуация может измениться в лучшую сторону.
Поэтому ЛУКОЙЛ можно назвать эталонной нефтяной компанией мирового уровня. Он качественно делает свою работу, приносит прибыль акционерам и исправно платит налоги, заботится об экологии и рабочих местах. В прошлом году его чистая прибыль составила 619 млрд руб., предприятия ЛУКОЙЛа перечислили в бюджеты всех уровней около 1,6 трлн руб., добыча нефти составила 87,1 млн тонн. В этих достижениях значителен вклад и тех предприятий компании, которые добывают нефть на Балтике и Каспии.