Новости

17.04.2019 05:23
Рубрика: В мире

Дом четырехсот сказок

Киргизскому государственному театру кукол исполняется 80 лет
В руках актеров куклы оживают. Фото: Антон Табарин В руках актеров куклы оживают. Фото: Антон Табарин
В руках актеров куклы оживают. Фото: Антон Табарин
Когда-то театр кукол имени Мусы Жангазиева гремел на весь СССР и входил в тройку лидеров среди советских детских театров. Сегодня же он переживает не лучшие времена и существует во многом благодаря энтузиазму и преданности сотрудников. За вывеской театра скрывается мир, живущий по законам собственного жанра.

Рождение сказки

Касса в виде сказочного домика, фотозоны с игрушками и галдящая ребятня создают в кукольном театре атмосферу вечного детства. Каждое воскресенье маленькие зрители приходят сюда за доброй сказкой. По мнению художественного руководителя учреждения Нурлана Асанбекова, театр кукол призван воспитывать в детях культуру и духовность.

- Каждый должен понимать, насколько важен детский театр. В этой среде ребенок получает все самые яркие впечатления детства, - поясняет худрук.

Создать спектакль для юных зрителей - ответственная и сложная задача. Сказка начинается с идеи и сценария. Затем режиссер вместе с художником-постановщиком решают, как должны выглядеть куклы и декорации. А уже производственному цеху потом дают подробные эскизы, выполнять которые нужно с точностью до миллиметра.

Кукол делают поэтапно. Начинают с самой важной части - головы. Ее формируют из пластилина. Потом отливают гипсовую форму, на которой лепят папье-маше. Получается легкая, но прочная заготовка. Далее механик делает каркас и соединяет его с головой. Потом следуют грунтовка лица и роспись. А швеи в это время изготавливают костюм для персонажа.

В театре сегодня работают около сотни человек - сценаристы, режиссеры, художники, швеи, осветители, звукорежиссеры и, конечно, актеры. Каждый вкладывает в создание сказки для детей частичку себя, и опять же у каждого - своя зона ответственности.

Нина Ставриди, к примеру, уже 36 лет заведует художественной частью. Она отвечает за изготовление кукол и декораций. Сидеть без дела Нина Никифоровна не умеет. Даже во время интервью она мастерит какой-то реквизит. Если выдается свободная минута, она обязательно помогает художникам.

- У меня постоянный план, - поясняет она. - К примеру, до конца месяца художники должны выполнить кукол, а затем возьмемся за декорацию. Также я решаю проблемы со сметой, закупкой материалов. Бывает, слежу, чтобы на сцене были установлены нужные декорации и во время спектакля помогаю со светом.

Как папа Карло

В художественных мастерских кипит работа. Повсюду куклы, части реквизита, отрезы ткани, пахнет клеем и краской. Мастера претворяют в жизнь идеи новых спектаклей, но при этом всегда остаются за кадром.

- Сложность каждой куклы зависит от требований режиссера, - поясняет Нина Ставриди. - Где-то нужна подвижность суставов, где-то - открывающиеся рот и глаза. Например, в спектакле "Не улетай" аист разговаривает, ходит, летает и даже крылья в полете задерживает. Им управляют сразу два актера. А с каждой куколкой из спектакля "Благодарный журавль" на сцене работают три человека: там все суставчики двигаются. Сделать этих кукол было сложно, но мы справились.

Азат Идрисов - потомственный художник. Когда-то, будучи еще мальчиком, он, приходя в кукольный театр на спектакли, не представлял, что будет работать здесь главным художником. А теперь собственными руками создает героев сказок. Этому он посвятил шесть последних лет.

- Мы делаем ростовых, тростевых, планшетных и паркетных кукол, - утверждает Азат. -Ростовые куклы одеваются на человека. Тростевых актеры водят за ширмой, паркетных - по полу, а планшетных - на столе. К сожалению, марионеточных технологий у нас нет. Работа в театре мне нравится смешением видов искусства. Здесь и живопись, и скульптура, и архитектура. А еще каждому спектаклю надо придать определенный стиль, а образу - характер. Это очень интересно. Кроме того, здесь атмосфера в коллективе теплая, семейная. Театр для меня стал вторым домом.

Часто перед художниками стоят непростые задачи - сделать кукол со сложной механикой и за короткий срок. В таких случаях мастерам приходится работать до глубокой ночи и использовать опыт, на первый взгляд к театру совсем не применимый. Один из таких многостаночников - художник-декоратор Жолдош Мамбеталиев - трудится в подвале театра, в цехах со множеством станков. Когда-то он работал токарем, фрезеровщиком и шлифовщиком, а последние 29 лет применяет эти умения в изготовлении декораций и механизмов для кукол - сверлит, пилит, вытачивает детали и сваривает металлоконструкции.

- Мне нравится изобретать конструкции и механизмы. Когда у куклы двигаются ушки, глазки или вода из носа течет, дети радуются. И нам тоже приятно, - улыбается он. Некоторым агрегатам в его хозяйстве по 50 лет, а они работают. Само здание театра тем временем разрушается от сырости. Об этом свидетельствуют подтеки и облупившаяся штукатурка на стенах подвала. Почти 30 лет здесь не было капитального ремонта. К сожалению, средств на это государство не выделяет. Приходится обходиться мелкосрочным ремонтом и смекалкой. Жолдош Мамбеталиев, к примеру, сам наладил отопительную систему в цехах, без которой здесь было бы невозможно работать.

Производство у художника-декоратора, кстати, безотходное. Болтики, гаечки, уголки, кусочки труб и проволоки, даже маленькие деревянные брусочки в конце концов находят применение.

- Некоторым куклам по 20-30 лет, а они до сих пор работают, потому что мы стараемся содержать кукол в хорошем состоянии, особенно на кассовых спектаклях, - добавляет мастер.

Героев на сцену!

- Кукольному театру подвластно все. Он может быть очень интересным, глубоким и разносторонним. Этот театр не имеет границ, - уверен худрук театра Нурлан Асанбеков, который год назад пришел сюда из драмтеатра.

Безграничны и варианты подачи каждого нового спектакля, но нужно выбрать единственно верный. Поэтому сначала режиссер с актерами подробно разбирает пьесу, определяет сверхзадачу и задачи персонажей. Затем начинаются репетиции. На сцене вычерчиваются конфликты и внутренние преобразования героев. Цель режиссера - создать целостную, глубокую и эмоциональную историю. В этом огромная роль принадлежит актерам.

- Кукла не может соперничать с человеком, но иногда и человек не может соперничать с куклой, - утверждает актриса, заслуженная артистка Киргизской ССР Валентина Анникова. - Иногда зритель удивляется: как мы смогли оживить куколку? А мы, актеры, радуемся тому, что смогли это сделать.

Валентина Васильевна посвятила театру кукол почти 50 лет и уже не представляет жизни без игры и, конечно, без маленьких зрителей.

- Вы не представляете, какое это счастье! Заходят маленькие детки друг за другом, по два человека, и кричат: "Здравствуйте! Здравствуйте!", - смешным детским голосом восклицает артистка. - Перед спектаклем я выхожу с ними поиграть. Подняли ручки-веточки, зашевелили пальчиками-листочками. И вдруг налетел сильный ветер, подул и улетел. Выглянуло солнышко-колоколнышко. Солнышко улыбается, а наша сказка начинается.

Кстати

За 80 лет в театре создано около 400 спектаклей. И подготовка новых не прекращается. Недавно репертуар театра пополнился тремя новинками: "Не улетай", "Приключения зайчонка" и "Кот в сапогах".

Справка "РГ"

Театр кукол имени Мусы Жангазиева основан в 1939 году. С 1945 года он двуязычный. Сегодня это единственный театр в республике, где есть русская и киргизская группы.

В мире экс-СССР Киргизия