В нашей стране рентоориентированная экономика, связанная только с добычей полезных ископаемых и удачным географическим положением, еще не отошла на второй план. Однако с каждым годом роль человеческого капитала в развитии субъектов РФ будет только возрастать. Можно ли повысить удельный вес человеческого капитала, "РГ" выясняла на примере Калининградской области.
Самый западный российский регион не располагает залежами полезных ископаемых, а его географическое положение можно назвать скорее необычным, чем удачным. Калининградская область граничит с двумя государствами Евросоюза - Польшей и Литвой, однако общих границ с остальной территорией РФ у нее нет.
В 90-е годы, когда Литва перестала быть частью СССР, регион несильно заботил вопрос развития человеческого капитала, важнее было преодолеть кризис эксклавности. Так появился первый закон об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области, принятый в 1996 году. Он позволил предприятиям эксклава свободно ввозить сырье и многие детали готовой продукции из зарубежных стран. А также вывозить на остальную территорию России товар, произведенный в регионе из иностранных комплектующих, без уплаты таможенных пошлин и сборов.
Льготный режим помог калининградскому бизнесу на равных конкурировать с предприятиями, расположенными в "большой России", и даже дал калининградцам некоторые преимущества. Однако он не стимулировал наращивание добавленной стоимости на территории области и уж тем более не влиял на процесс создания наукоемких рабочих мест.
В 2006 году приняли второй закон о калининградской ОЭЗ. Изначально ее участником мог стать инвестор, готовый вложить в экономику региона не меньше 150 миллионов рублей в течение трех лет. Сейчас минимальную инвестиционную планку для ряда отраслей снизили. Так, для IT-компаний с 1 января прошлого года она составляет один миллион рублей.
Резидент получает освобождение от налогов на прибыль и на имущество на шесть лет и затем 50-процентную льготу еще на шесть лет, фиксированную арендную плату и возможность ввозить на территорию региона импортные товары для внутреннего потребления в режиме свободной таможенной зоны. Кроме того, в прошлом году для вновь зарегистрированных инвесторов ОЭЗ ввели новую важную льготу, снизив ставку отчислений в страховые фонды с 30 процентов до 7,6 процента.
Второй закон об ОЭЗ привлек в регион крупный бизнес, в том числе инвесторов, создающих наукоемкие рабочие места. Яркий пример - производственный инновационный кластер "Технополис GS".
В 2007 году холдинг GS Group решил сконцентрироваться на российском рынке и перевести разработку и производственные мощности на российскую территорию. Расположить производственный кластер планировалось в одном из малых городов региона, так как инвестиционные и операционные затраты в этом случае сокращались вдвое. Выбор пал на город Гусев, который находится на востоке области вблизи польской и литовской границ.
- В Гусеве население всего 30 тысяч человек, но это город с большими амбициями, богатым историческим наследием и огромным потенциалом, - рассказывает глава администрации Гусевского городского округа Александр Китаев. - Привлекательным для GS Group его сделали наличие достаточного количества квалифицированного персонала, возможность переподготовки кадров на базе гусевских образовательных учреждений, невысокий уровень заработной платы, низкая стоимость земельных участков и, самое главное, желание местных и региональных властей вносить изменения.
Из шести миллиардов рублей, которые инвестор вложил в Гусев, один миллиард составили непроизводственные расходы. В городе появился современный жилой квартал, детский сад, мемориальный парк - музей Первой мировой войны под открытым небом.
- Надеюсь, что благодаря сотрудничеству с региональной властью к 2022 году мы реализуем грандиозный проект и в маленьком Гусеве появится один из самых высокотехнологичных инновационных университетских центров, - делится вице-президент по стратегическому развитию GS Group Константин Аксенов. - Сегодня мы уже реализуем образовательную программу на базе "Технополиса GS" в Гусеве совместно с Балтийским федеральным университетом имени Канта, Петрозаводским государственным университетом и Гусевским политехникумом. Будем и дальше развивать это направление.
По словам директора-координатора научно-исследовательских программ "Леонтьевского центра", доктора экономических наук, профессора Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Леонида Лимонова, в последние годы специалисты в области пространственной экономики, изучающие факторы успеха или неуспеха развития территорий, разделились на две школы. Представители классической школы полагают, что регион или муниципалитет, располагая определенными ресурсами и опираясь на свое географическое положение, формирует определенные специализации. Затем эти специализации привлекают человеческий капитал.
Последователи современной "урбанистической" школы отводят ключевую роль качеству городской среды и разнообразию культурной и творческой жизни территории. Чем более комфортен город для жизни, тем больше образованных творческих людей захотят там поселиться. И именно человеческий капитал, сконцентрировавшись на определенной территории, создает специализации, привлекающие в дальнейшем других высококвалифицированных специалистов, полагают исследователи.
- Впрочем, каким бы образом ни сформировались специализации, рано или поздно на волне технического прогресса они становятся невостребованными, - отмечает Леонид Лимонов. - Для меня в этой ситуации очень важен вопрос, как и за счет чего происходит смена специализаций, какова здесь роль местных властей, лидеров бизнеса и других людей, принимающих решения. Поэтому опыт Калининградской области, привлекающей высокотехнологичные предприятия с помощью льгот ОЭЗ, разработавшей отдельные льготы для IT-компаний, очень интересен. Как правило, наличие в регионах крупных вертикально интегрированных корпораций с устаревшими менеджериальными практиками подавляет развитие мелких компаний. И в этом ключе снятие барьеров и создание условий для развития стартапов очень важно, особенно если речь идет об IT и других наукоемких сферах.
Не менее важно наличие в регионах вузов, занимающих уверенные позиции в рейтингах и привлекающих талантливую молодежь. В противном случае креативные молодые люди уедут получать высшее образование в крупные агломерации, и многие, получив диплом, захотят там остаться.
- Здесь важна кооперация между университетами и местными властями, - продолжает Леонид Лимонов. - Речь идет и об усилении инновационной, научной и социальной инфраструктуры вузов, и об участии регионов в пиаре и продвижении своих высших школ.
Представители калининградского вузовского сообщества согласны, что следует с новой стороны взглянуть на роль университета в развитии региона.
- С одной стороны, университет должен стать площадкой для развития профессиональных и личностных качеств молодых людей. С другой стороны, есть четкое понимание, что третья миссия университета должна быть связана с социальным проектированием, развитием предпринимательских компетенций, формированием человеческого и социального капитала, - говорит директор проектного офиса студенческих инициатив Балтийского федерального университета имени Канта Александр Шибаев. - Все это впоследствии должно способствовать повышению уровня социально-экономического развития региона. БФУ имени Канта уже ведет работу в данной области, налажено взаимодействие с некоммерческими организациями региона, разработан ряд совместных проектов социальной направленности, ведется работа по развитию молодежного предпринимательства.