Новости

17.04.2019 19:19
Рубрика: Культура

Маска, мы тебя знаем

Новые лауреаты Национальной театральной премии получили свою порцию славы
Маска - дело загадочное. Под маской "летучей мыши" плела свои интриги опереточная Розалинда. Под маской гулял по Венеции любвеобильный Казанова. Маски скрывали лица очень многих и разных персонажей истории - от героев commedia dell`arte до палачей инквизиции. "Золотая маска" - амбициозная игра в догонялки: кто кого переиграет на театральной сцене. Тысячи спектаклей проходят через дуршлаг субъективных вкусов и настроений экспертной группы, чтобы потом просеяться сквозь прихотливое сито жюри, где вступают в действие и личные пристрастия, и конъюнктурные соображения, и политкорректный расчет. Отнесемся к ее вердиктам серьезно, но не слишком: абсолютной истины здесь нет и не бывает.

***

Опера: поэзия и проза

Ныне отборщики задали непростую задачу жюри музыкального театра во главе с солисткой Мариинского театра, певицей Ларисой Гоголевской, в определении победителей в оперных номинациях, ибо большинство соискателей наград совсем не соответствовали каноническому определению жанра "опера".

"Лучшим спектаклем в опере" была названа оратория, поставленная Пермским театром оперы и балета, феноменальная "Жанна на костре", которую автор Артюр Онеггер охарактеризовал как синтез театра всех видов с речевым текстом. При этом постановщики спектакля парадоксально остались без главных наград: впервые за несколько лет "Золотая маска" отвернулась от дирижера Теодора Курентзиса, а выдающемуся итальянскому режиссеру Ромео Кастеллуччи достался приз лишь как сценографу. А лучшим режиссером в опере стала легендарная Кэти Митчелл, которая даже не побывала в Москве, когда принесшая ей победу "Альцина" Генделя переезжала из Экс-Ан-Прованса в Большой театр (переносом спектакля занимались ее ассистенты). Получавший за прославленную англичанку награду гендиректор Большого Владимир Урин заметил, что за 25 лет "Золотая маска" из очень теплой, скромной и дружественной церемонии превратилась в потрясающий театральный праздник".

Лучшей работой композитора в музыкальном театре жюри определило Владимира Раннева за его удивительную "Прозу", в столичном Электротеатре Станиславский. Она же принесла премию и художнику по свету Сергею Васильеву. Своим спецпризом жюри музыкального театра отметило еще один опус нашего современника - Александра Маноцкова с постановкой "Сны Иакова, или Страшно место" Фонда поддержки современного искусства "Живой город" и Фонда развития исполнительского искусства Республики Татарстан "Сфорцандо".

Множество деятелей театра никогда не номинировались и не получали никаких наград, но это нисколько не умаляет их огромного таланта

Жаль, что у жюри не хватило "масок", чтобы отметить многие интересные и важные работы для театров, где они были сделаны, такие, например, как Анна Аглатова (Моргана) и дирижер Андреа Маркон в "Альцине" или Одри Бонне "Жанна на костре", не спевшая ни ноты, но передавшая силу времени, проживаемого через музыку. Грустно и несправедливо, что, отыграв фестивальные показы даже не в Москве, а дома в Перми, театр более не планирует возвращаться к этому спектаклю. Но как сказал один из победителей в легком жанре мюзикла - молодой режиссер Филипп Разенков: "Огромное количество талантливейших деятелей театра, которые никогда не номинировались и не получали никаких наград. Но это нисколько не умоляет их огромного таланта".

Рекордные три оперные "Маски" в нынешнем году забрал Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. За лучшую женскую роль в опере награду получила сопрано Наталья Мурадымова (Костельничка Бурыйя в "Енуфе" Яначека, постановка Александра Тителя). Остальные награды у проекта по оратории Генделя "Триумф Времени и Бесчувствия": за лучшую мужскую роль был отмечен контратенор Винс И (образ Удовольствия) и лучший дирижер - Филипп Чижевский. Остается только надеяться, что у "Золотой маски" впереди еще много триумфов, но только не бесчувствия, а красоты, любви и мудрости.

Языком танца

Самым запоминающимся в этом году на "Золотой маске" стал раздел современного танца. В нем оказалось представлено девять спектаклей - и ни одного откровенного аутсайдера. При этом впервые за многие годы скромно была представлена провинция, которая на самом деле - эпицентр отечественного современного танца.

Екатеринбург и Челябинск делегировали по одному спектаклю, в конкурс впервые попал Камерный театр Воронежа, где год назад была создана танцевальная труппа. Из прежних многолетних лидеров в конкурсе оказалась представлена только Ольга Пона, в соавторстве со своими танцовщиками поставившая спектакль "Картон". В центре внимания оказались москвичи Ольга Тимошенко и Алексей Нарутто со спектаклем "40", петербурженка Ксения Михеева, поставившая "Грозу" по Островскому в "Каннон Данс", Ренате Кэвворд с фестивальным проектом RUN и Анна Гарафеева, чья "Камилла" представляет Москву и Дягилевский фестиваль в Перми. Но награду все же отдали именитому мэтру - Охаду Нахарину. Его спектакль "Минус 16" впервые был поставлен в России театром имени Станиславского и Немировича-Данченко и с неофитским драйвом представлен молодыми артистами.

В балете "по очкам" выиграл Большой театр. Две награды достались его "Ромео и Джульетте" Алексея Ратманского (Екатерина Крысанова победила в конкурсе лучших исполнительниц женских партий, Павел Клиничев в пятый (!) раз был признан лучшим дирижером). Лучшим спектаклем назвали "Нуреева", который также отмечен за виртуозную работу хореографа Юрия Посохова и работу танцовщика Вячеслава Лопатина - исполнителя партии Ученика. Однако этот сезон все же  запомнится не единоличным триумфом "Нуреева", а его острым соперничеством с "Пахитой" из Екатеринбурга. И если "Нуреев" предложил мультижанровое, но прямолинейное действо, то "Пахита" предложила беззаботно и упоительно сыграть в старинный балет, при этом не погрешив против вкуса и предъявив безупречный профессионализм, в котором не уступила академическим священным чудовищам.

Жюри отметило весь творческий коллектив создателей этого спектакля Специальной премией.

Этот неподъемный "легкий жанр"

В этой номинации сосредоточились жанры "легкие" - а на самом деле труднейшие, требующие от исполнителей универсальных навыков и талантов, от классического вокала и танца до джаза и акробатики.

Отдавая дань этой специфике, жюри постаралось не обойти премиями все заметные спектакли, показанные в эти дни москвичам. Рок-оперу Александра Журбина "Орфей & Эвридика", возрожденную к активной жизни Свердловским театром музыкальной комедии (Екатеринбург), наградили за лучшую женскую (Юлия Дякина - Эвридика) и мужскую роли (Игорь Ладейщиков - Харон).

За роль второго плана премию получила Агата Вавилова, лихо сыгравшая разбойницу Вампу в "Графе Монте-Кристо" Петербургской музкомедии. Лучшего дирижера (Валерий Шелепов) нашли в красноярском спектакле "Винил". А триумфатором в этом жанре стал Новосибирский музыкальный театр: мюзикл Андрея Кротова по мотивам знаменитого кинофильма "Римские каникулы" получил премии как лучшая режиссерская работа (Филипп Разенков) и как лучший спектакль. На привычном уже фоне сказочных пейзажей и мультипликационных страстей он и впрямь казался островком жизни немудреной, но полной вполне земных и потому настоящих энергий.

Драма: секунды тишины

Главный приз в драматическом театре присужден спектаклю "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал" Александринского театра. Принимая награду из рук Льва Додина, режиссер спектакля Виктор Рыжаков свои отпущенные на благодарственную речь тридцать секунд использовал как право на воссоздание общей тишины, призвав весь зал Большого театра на полминуты остановиться, закрыть глаза и подумать о главном. Чтобы каждый - о своем. И все вместе - о том, что самое дорогое сегодня в мире - это время, идеи и любовь, конечно, - к искусству, к близким людям, к свободе…

Что главным, по мнению "Золотой маски" этого года, оказалось в драме?

Тенденция, когда музыкальный театр становится все более драматическим, а драматический - все более музыкальным. Как и главный лауреат, "Оптимистическая трагедия" - почти рок-концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского в изложении Аси Волошиной и режиссуре, энергии и драйве Виктора Рыжакова. В новой сценической версии революционной пьесы советский миф поженившего с музыкой Вертинского, Окуджавы, Соловьева-Седого, Магомаева, Децла, "Ленинграда", Стиви Уандера, "Led Zeppelin", "Pink Floyd", "Queen"…

На контрасте с этой масштабной, оглушительной и красочной революционно-музыкальной феерией шли крошечные "Птифуры" петербургского театра "Кукольный формат" - кукольные скетчи про старичков и старушек, вызывавшие приливы невероятного восторга у всех, кто видел их своими глазами. Они получили "Маску" как лучший кукольный спектакль. Автор идеи Катя Ионас и режиссер, художник Анна Викторова для себя открыли, что бабушки и дедушки - это такой особый вид человека со своим маленьким сумасшествием, и поделились этим открытием со всеми остальными: "Несмотря на огромный жизненный опыт, они беззащитны и нуждаются во внимании, у них есть характерные причуды и особенности поведения. "Жил на свете старичок…" или "На свете старушка спокойно жила…" - даже в литературе они сразу появляются старичками. Мы собрали эти истории, объединив их "Старушкопадом" - стихотворением Маши Рупасовой".

Трогательные моменты в театре становятся сегодня все большей редкостью. А, казалось бы, парадоксы, - обычным явлением. Например, когда "Маска" за лучшую женскую роль "уходит" к актрисе, сыгравшей самую что ни на есть роль мужскую: Тузенбаха во мхатовских "Трех сестрах" Константина Богомолова. "Любовь живет даже после смерти, и барон Тузенбах со мной бы согласился", - этим словам Дарьи Мороз аплодировали особенно долго.

Крепкая актерская работа Камиля Тукаева, в "Антигоне" сыгравшего Креона, правителя нового образца и новых реалий, не осталась в этом году незамеченной. ("У меня давно роман с дирекцией "Золотой маски". И вот, наконец, этот роман закончился свиданием  - наградой", - на радостях в шутку признавался актер воронежского Камерного театра). Как и "Маленькие трагедии" Кирилла Серебренникова в "Гоголь-Центре" (лучшая работа режиссера в драме), неоднократно поднимавшегося на сцену Большого театра за поздравлениями, и в конце вечера выразившем надежду: "Хотелось бы верить, что "Маску" вы мне дали действительно за то, что вам понравился мой спектакль. Пушкин - автор на все случаи жизни: и когда тебе хорошо, и когда тебе плохо, и когда ты гуляешь, и когда находишься под домашним арестом".

"Пианисты" новосибирского театра "Глобус" (по роману Кетиль Бьёрнстад, режиссер Борис Павлович), названные лучшим драматическим спектаклем малой формы, на общем фоне выглядели концептуальным гимном настоящему искусству и настоящему отношению к своей роли в этом искусстве. "Страх выхода на сцену, ужас подмены реальной жизни "творческой реализацией", крушение иллюзий имеют отношение и к миру классической музыки, и к миру театра", - пояснял режиссер "Пианистов" Борис Павлович. Для его спектакля композитор Роман Столяр сочинил, как рассказать историю, большая часть которой происходит во время исполнения фортепианных произведений Дебюсси и Равеля без единого звука фортепиано. На мастерстве и нервах актеров и эмоциях зрителей. Итак: третий звонок, занавес, в душе музыка, а на авансцене - главная королева театрального вечера - тишина…

Культура Театр Год театра Фестиваль "Золотая маска"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники