Что главным, по мнению "Золотой маски" этого года, оказалось в драме?
Тенденция, когда музыкальный театр становится все более драматическим, а драматический - все более музыкальным. Как и главный лауреат, "Оптимистическая трагедия" - почти рок-концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского в изложении Аси Волошиной и режиссуре, энергии и драйве Виктора Рыжакова. В новой сценической версии революционной пьесы советский миф поженившего с музыкой Вертинского, Окуджавы, Соловьева-Седого, Магомаева, Децла, "Ленинграда", Стиви Уандера, "Led Zeppelin", "Pink Floyd", "Queen"…
На контрасте с этой масштабной, оглушительной и красочной революционно-музыкальной феерией шли крошечные "Птифуры" петербургского театра "Кукольный формат" - кукольные скетчи про старичков и старушек, вызывавшие приливы невероятного восторга у всех, кто видел их своими глазами. Они получили "Маску" как лучший кукольный спектакль. Автор идеи Катя Ионас и режиссер, художник Анна Викторова для себя открыли, что бабушки и дедушки - это такой особый вид человека со своим маленьким сумасшествием, и поделились этим открытием со всеми остальными: "Несмотря на огромный жизненный опыт, они беззащитны и нуждаются во внимании, у них есть характерные причуды и особенности поведения. "Жил на свете старичок…" или "На свете старушка спокойно жила…" - даже в литературе они сразу появляются старичками. Мы собрали эти истории, объединив их "Старушкопадом" - стихотворением Маши Рупасовой".
Трогательные моменты в театре становятся сегодня все большей редкостью. А, казалось бы, парадоксы, - обычным явлением. Например, когда "Маска" за лучшую женскую роль "уходит" к актрисе, сыгравшей самую что ни на есть роль мужскую: Тузенбаха во мхатовских "Трех сестрах" Константина Богомолова. "Любовь живет даже после смерти, и барон Тузенбах со мной бы согласился", - этим словам Дарьи Мороз аплодировали особенно долго.
Крепкая актерская работа Камиля Тукаева, в "Антигоне" сыгравшего Креона, правителя нового образца и новых реалий, не осталась в этом году незамеченной. ("У меня давно роман с дирекцией "Золотой маски". И вот, наконец, этот роман закончился свиданием - наградой", - на радостях в шутку признавался актер воронежского Камерного театра). Как и "Маленькие трагедии" Кирилла Серебренникова в "Гоголь-Центре" (лучшая работа режиссера в драме), неоднократно поднимавшегося на сцену Большого театра за поздравлениями, и в конце вечера выразившем надежду: "Хотелось бы верить, что "Маску" вы мне дали действительно за то, что вам понравился мой спектакль. Пушкин - автор на все случаи жизни: и когда тебе хорошо, и когда тебе плохо, и когда ты гуляешь, и когда находишься под домашним арестом".
"Пианисты" новосибирского театра "Глобус" (по роману Кетиль Бьёрнстад, режиссер Борис Павлович), названные лучшим драматическим спектаклем малой формы, на общем фоне выглядели концептуальным гимном настоящему искусству и настоящему отношению к своей роли в этом искусстве. "Страх выхода на сцену, ужас подмены реальной жизни "творческой реализацией", крушение иллюзий имеют отношение и к миру классической музыки, и к миру театра", - пояснял режиссер "Пианистов" Борис Павлович. Для его спектакля композитор Роман Столяр сочинил, как рассказать историю, большая часть которой происходит во время исполнения фортепианных произведений Дебюсси и Равеля без единого звука фортепиано. На мастерстве и нервах актеров и эмоциях зрителей. Итак: третий звонок, занавес, в душе музыка, а на авансцене - главная королева театрального вечера - тишина…