Например, сейчас в расписании новосибирского аэропорта Толмачево на другие регионы России, посчитала "РГ", приходится примерно 45 процентов внутренних рейсов, а в нижегородском Стригино - 20 процентов. К 2024 году доля региональных авиаперевозок в обход столицы должна быть не менее 50 процентов от общего количества внутренних перелетов. То есть должно появиться больше рейсов вроде Новосибирск - Нижний Новгород.
Межрегиональные перелеты более эффективны, чем стыковочные рейсы через Москву, поскольку обслуживание в региональных аэропортах дешевле, чем в столичных, говорит замдиректора Института инженерной экономики и гуманитарных наук Даниил Квон. Но чтобы подтолкнуть авиакомпании пересмотреть сеть своих маршрутов, нужны льготы, поясняет "РГ" эксперт. Сейчас нулевой налог уже действует при перелетах в Симферополь, Калининград и на Дальний Восток.
Преимущества быстро осознают и пассажиры. "Стоимость авиабилета складывается из стоимости перелета, НДС, сборов за обслуживание в аэропортах и топливного. Если уменьшается НДС и аэропортовый сбор, появляется возможность сделать более привлекательной цену билета", - говорит Даниил Квон.
Впрочем, из-за подорожания топлива в прошлом году авиаперевозчики понесли серьезные расходы. Предлагаемая мера позволит отрасли экономить 9,5 миллиарда рублей ежегодно, но не покроет все убытки, отмечают в минтрансе. Скорее эти меры "направлены на улучшение экономических условий, в которых работают авиакомпании, а также на предотвращение роста тарифов", - пояснили в ведомстве.
"Минтранс также предлагает обнулить НДС на все внутренние перевозки, включая Москву, с учетом возмещения авиакомпаниям суммы акциза на авиатопливо", - добавили в министерстве.