17.04.2019 00:05
    Поделиться

    Пожар в Нотр-Даме: что удалось спасти

    Ущерб, нанесенный пожаром невиданной силы в знаменитом на весь свет cоборе Парижской Богоматери, еще предстоит оценить, но уже сейчас можно сказать, что речь идет об огромных потерях для французской и в более широком смысле мировой культуры. Он мог бы быть гораздо больше, если бы не мобилизация всех пожарных служб Парижа и сопредельных департаментов.

    Основные очаги возгорания были нейтрализованы в районе 03.00 (04.00 мск) во вторник, и к этому времени с участием полиции, персонала Министерства культуры Франции, служащих самого собора удалось вынести многие ценности, как художественные, так и религиозные, что хранились под его сводами, а также в крипте.

    В первую очередь, как сообщил настоятель Нотр-Дама, монсиньор Патрик Шове, а его слова подтвердил и министр культуры Франк Риестер, это Терновый венец Христа, ценнейшая реликвия, почитаемая всеми христианами мира, а также гвоздь из Креста Господня и часть самого креста. Спасен и исторический артефакт Франции - туника короля Людовика Святого, сыгравшего большую роль в XIII веке в становлении французского государства.

    Остались в целости и сохранности 16 медных фигур апостолов и евангелистов, которые ранее окружали полностью сгоревший и рухнувший внутрь собора 93-метровый шпиль.

    Дело в том, что совсем недавно его начали реставрировать, а поэтому статуи буквально несколько дней тому назад были сняты и отправлены в надежное место для хранения.

    Сохранились скульптуры на главном фасаде храма, изображающие сцены из Евангелия. Нетронутыми остались алтарь и алтарный крест внутри собора, хотя они находились рядом с тем местом, куда рухнул пылающий шпиль Нотр-Дама.

    Успели спасатели вынести из Нотр-Дама целый ряд картин на религиозные темы французских художников XVII-XVIII веков. Однако самые крупные остались в соборе. По последним данным, часть из них если и пострадала, то в основном не от огня, а от гари и копоти, а также от воды при использовании пожарными брандспойтов. Правда, как утверждают эксперты, по большому счету им ничего не грозит: достаточно отправить их квалифицированным реставраторам.

    Однако судьба некоторых полотен пока неизвестна. В частности, речь идет о "Распятии святого Андрея" и "Побиении камнями святого Этьена" французского художника середины XVII века Шарля Ле Брена и ряда других картин.

    Что касается знаменитых витражей, то, по словам представителя прихода, многие из них "устояли". Но и над ними предстоит поколдовать реставраторам.

    Вопреки первоначальной тревожной информации уцелел и знаменитый самый большой в мире орган собора, который собирает под его сводами любителей музыки со всего света. Он насчитывает 11 регистров и около восьми тысяч труб.

    Тем не менее экспертам предстоит установить, не получил ли орган, изготовленный в XIX веке, внешне не заметных повреждений. Дело в том, что некоторые детали инструмента сделаны из сплава цинка и свинца, который весьма чувствителен к высокой температуре.

    Судьба еще двух органов знаменитого Нотр-Дама пока неизвестна.

    О чем идет речь

    Три святыни Нотр-Дам де Пари

    В соборе Парижской Богоматери хранились три великие христианские святыни - Терновый венец Христа, часть Животворящего Креста Господня и Гвоздь из Креста Господня.

    Терновый венец Спасителя - венок из колючего терна, который римские воины, издеваясь, возложили на голову Христа перед Его Распятием - "как Царю Иудейскому". Четырехсантиметровые шипы венца были так остры, что кровь обильно струилась по волосам и лицу Иисуса.

    До X века Терновый венец Христа хранился в Иерусалиме, в Х в. его перенесли в Константинополь, а в 1204 году крестоносцы увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, почитаемый Католической церковью как святой, торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. Для хранения святыни построили часовню на острове Сите.

    Во время Великой французской революции часовня горела. Испугавшись за судьбу святыни в революционном Париже, терновое плетение разрезали на три части: чтобы тайно вывезти из города хоть что-то. Однако все части благополучно сохранились, им нашлось место в Национальной библиотеке. Позже Церковь специально просила Наполеона о возвращении ей реликвии. Несмотря на свой атеизм, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения венца. В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари. Долгие годы Терновый венец был доступен для поклонения только раз в год, в католическую Страстную пятницу. Но несколько лет назад Католическая церковь пошла навстречу православным и стала выносить Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него раз в месяц. Служба называется чином Поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия - рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и Гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Христовых, затем начинается поклонение святыням. В соборе Парижской Богоматери есть "каменная летопись" чудесных исцелений у Тернового венца - это мраморные таблицы, на которых записано, когда и кто был исцелен.

    За почти два тысячелетия христианства дерево, из которого был изготовлен Крест, на котором распяли Иисуса, было разделено на частицы разного размера, находящиеся во многих храмах и монастырях мира. Все они, являясь святыней, содержатся в специальных реликвариях, защищенных и украшенных вместилищах. В Нотр-Дам де Пари - самая большая из известных частей Животворящего Креста.

    Гвоздь из Креста Господня - один из тех гвоздей, которыми римские солдаты распяли руки и ноги Иисуса Христа на Кресте. Как и все Орудия Страстей, гвозди считаются одной из величайших святынь христианства.

    Поделиться