Знаменитый фольклорный ансамбль отметил 30-летие в Воронеже

Студенты - а поют, как бабушки в деревне: необычен тембр и манера извлекать звук, неуловима мелодия, не всегда понятны слова. Худенькие девушки - но наденут поневы, повяжут платки, повесят на шею мониста и грибатки, и сразу как будто выше, крепче, осанистее. А уж дробь станут выбивать - держись, слушатель, ноги сами в пляс пойдут.
Из архива ансамбля

Без аранжировок и спецэффектов

Ансамбль "Воля" изучает и воссоздает фольклор воронежско-белгородского пограничья 30 лет. Но остается очень молодым. Состав постоянно обновляется: этномузыколог Галина Сысоева приглашает лучших учеников, всего их в "Воле" перебывало около 90. Окончив вуз, ребята разлетаются по городам и весям, заводят свои коллективы в школах, музучилищах и ДК. Продолжают сохранять русскую песню в том виде, в каком она бытовала в селе. Без аранжировок, без сценических эффектов. Одним словом, без компромиссов со временем и с публикой, которая якобы не может уже оценить "аутентичное" исполнение.

На публику грех жаловаться: любят "Волю" и знатоки народной песни, и те, кто "мимо проходил" - на городском празднике или фестивале. Ее радостно встречают на фестивалях по всей России и за рубежом, устраивают овации в академических залах, скачивают записи и видеоролики в интернете. В прошлом году поступала в Воронежский институт искусств Тося Агеева из Сибири. Весь репертуар ансамбля знала наизусть - по дискам. Сейчас сама там поет.

Солисты "Воли" выступают в подлинных костюмах тех сел, где записывали песни, и точно воспроизводят характерные для тех мест особенности произношения и ведения голоса. Но и простора для творчества, импровизации у них предостаточно.

Погружение в мир фольклора становится школой жизни и для участников "Воли", и для слушателей. Через старинную песню, через размышление над поэзией крестьянского быта они открывают для себя то, что способно удержать на плаву и в мегаполисе.

Загадка для американца

...А начинала заслуженный деятель искусств РФ Галина Сысоева как обычный хоровик. В застойные годы только стали говорить об опасности больших псевдонародных коллективов - с оркестром и балетной группой, костюмами из атласа и стилизованными авторскими композициями. Увлекшись "аутентичным" фольклором, Галина Яковлевна попыталась совершить маленькую революцию в Воронежском русском народном хоре, но не нашла поддержки и создала свои камерные ансамбли. Сначала "Ладу", затем - "Волю".

В начале 1990-х она вместе с учениками участвовала в первой российско-американской экспедиции по Воронежской и Белгородской областям. Коллеги из университета Бригама Янга снимали на видео деревенскую жизнь, троицкие гуляния, вождение русалки, беление холстов. Фильм Russia. Hidden Memory ("Россия. Спрятанная память") есть в Сети. Пусть и на английском.

Многие народные песни для современного городского слушателя - как на иностранном языке. О чем они?

- Оператор Сэм Пригг по своей инициативе приезжал еще два раза - в 1997 и 2001 годах, - вспоминает Галина Сысоева. - Зачем? Помочь с видеосъемкой. Помню, он сказал: "Я не понимаю, что делает вас счастливыми? Вот у меня два дома, три машины, своя фирма (телестудия). И вряд ли я смог бы быть счастливым без всего этого..." Наверное, он как-то решил этот вопрос, раз не приезжает больше искать ответ...

Позже "Воля" побывала в США на гастролях. Потом была вторая экспедиция по селам, Гран-при I Всероссийского конкурса "Традиции народного пения", поездки в Нидерланды, Италию, Германию, Латвию, на Украину. В ансамбле работают увлеченно и... бесплатно.

30 концертов в селах

- Многие народные песни для современного городского слушателя - как на иностранном языке. О чем они? Слова распеваются, обрываются, повторяются, разбиваются вставками - невозможно в предложение сложить, а уж смысл понять - куда там! Да еще и диалект, да еще и поют не полностью. Мелодия-то вилючая, не запомнишь, не повторишь, то кажется, что ее вообще нету! Нередко нам говорят: "А вот вы не могли бы спеть, чтоб слова были понятны?" Так тогда это будет совсем другая песня, - уверена Сысоева.

Чтобы приблизить песню к публике, в ансамбле стали сочинять диалоги и сценки, вставлять в концерт поговорки и притчи. Ведь в деревне каждая песня обрастает легендами и объяснениями, которые всем по умолчанию понятны. В селе Казацкое старушка так прокомментировала один из сюжетов: "Это она яго атравила..." - "Но в песне этого нет!" - "Как нет! Ана яго зазвала, напоила. А тады стаить, усмехаицца: "Было б табе, паренюшка, водочку ня пить, было б табе, паренюшка, двух-трех ня любить... Видать же па всяму - атравила".

Неслучайно выпускной экзамен на кафедре этномузыкологии, которую открыла и возглавила Галина Сысоева, проводят в форме этнографического спектакля. Стать зрителем может любой.

- За 30 лет мы спели около 500 песен. Не бывает дня, чтобы я не вспоминала своих "детей". Интересуюсь их творчеством, всегда жду... и дожидаюсь. Звонят, пишут, приезжают, - признается Галина Яковлевна. - После юбилея мы дадим 30 концертов в селах, где когда-то записывали песни. Некоторые вы увидите в интернете.

Марафон воспоминаний

Готовясь к 30-летию ансамбля, его руководитель Галина Сысоева целый месяц выкладывала у себя в соцсетях небольшие эссе о ярких событиях из истории "Воли", о людях, которые на нее повлияли. Некоторые посты набрали тысячи просмотров. Мы выбрали для читателей "РГ" несколько цитат:

- Традиционное народное искусство не экспортируется и не заимствуется. А если и заимствуется, то крайне мало, избирательно и медленно. Представьте - 300 лет живут рядом в Воронежской, Белгородской, Курской областях украинцы и русские. Нередко служат в одном учреждении, общаются по-соседски... а дома говорят на разных языках, на семейных праздниках поют разные песни, в сундуках хранят непохожие костюмы. Курские говорят про воронежских: как затянут "е-а-о" - ничего не поймешь. Воронежские, услышав курский тритон, шепчутся: фальшиво поют, что ли?

- Не нападайте на тех, кто хочет в живом виде сохранить звучание традиционных песен... Разве не понятно, что мы это теряем? Когда-то деревенских ансамблей уже не будет, потому что деревня умирает... А если не будет тех, кто старинные песни находит, записывает, исполняет? ...Вы не хотите в музей? Так не ходите. А вдруг ваши дети захотят пойти? Оставьте им эту возможность.

- Вряд ли надо стремиться к тому, чтоб под "Порушку-Параню" дергались малолетки в ночном клубе или "Пиша, пиша султан турецкий" играли на трубе в джаз-клубе. Есть понятие: мотивная разработка. Вот берите народные мотивы и разрабатывайте, если уверены в своем таланте. Кстати, некоторые очень даже здорово это делают, Сергей Старостин например, Сергей Филатов.

- Среди наших учителей - народных исполнителей - педагогов нет. Никто никого не учит. Слушай, впитывай, анализируй, запоминай, пробуй. Кроме того, у одного исполнителя - голос, у другого голосочек так себе, но дар импровизации - уникальный, у третьего - феноменальный слух, у четвертого - харизма... У каждого есть чему учиться! Даже у того, кто сегодня не может толком ни спеть, ни рассказать, ни поплясать (то ли не успел научиться, то ли уже разучился).

- Я думаю, образно говоря, что фольклор - это родник, источник, вода, которая нужна всем. К роднику приходят люди, чтобы зачерпнуть воды. Одни - для того чтобы напиться, другие - чтобы приготовить еду, умыться, постирать, помыть машину... Так вот я для себя определила миссию: я слежу (хотя бы стараюсь!), чтобы родник был чистым! Я не могу нести ответственность за то, как люди будут использовать эту воду. Почему я создала "Волю"? Бог надоумил. Я успела побывать у родников, испить живительной водицы и теперь вот пытаюсь привить вкус к родниковой воде своим студентам.

Прямая речь

Дмитрий Морозов, зампред правления Российского фольклорного союза:

- "Воля" - академия народного искусства. Уже выросло не одно поколение людей, которые пели в этом ансамбле, внесшем великий вклад в сохранение традиций нашей страны. Если бы не энтузиазм Галины Сысоевой и не ее желание передавать опыт, ничего бы не было.

Контакт

Документальный фильм "Россия. Спрятанная память" американского режиссера Сэма Пригга, 1994 г.: www.vimeo.com/40973227