Всего за несколько дней юные зрители, обычно это около 80 тысяч школьников, увидят лучшие произведения российских и зарубежных кинематографистов на 110 площадках (это рекордное для кинофорума число) не только в Самаре, но и по всей области. Не изменяя доброй традиции, что в условиях скудного финансирования делать организаторам (Самарское отделение Союза кинематографистов РФ и студия "Волга-фильм") все сложнее, вход на все сеансы остался бесплатным. Одним из главных событий фестиваля стал премьерный показ игрового фильма "Солдатик", который представила народная артистка России, кинорежиссер и сценарист Алла Сурикова. Лента основана на реальных событиях из жизни самого маленького героя Великой Отечественной войны шестилетнего Сережи Алешкова.
Насыщенна и документальная программа фестиваля. Именно этот жанр становится все более востребованным у подрастающего поколения. Свидетельство тому не только аншлаги на показах, но и острые дискуссии на творческих встречах, перерастающие потом в литературные, художественные и киноработы самих школьников.
Кстати, программа "Кино снимаем сами", представляющая работы детских студий (только в Самаре их сегодня около 40), оказалась самой наполненной.
Перед фестивалем жюри отсмотрело более 150 работ. Уж не детский ли это ответ на нашу взрослую нерасторопность, ведь по всей огромной стране с богатейшими традициями детского кино организаторам фестиваля удалось найти всего пять игровых полнометражных лент, снятых за последний год. При этом в международном блоке кинофорума представлено 13 кинокартин. Ответ на вопрос, будут ли дети продолжателями традиций своих отцов и дедов, напрашивается неутешительный.
Алла Сурикова, кинорежиссер:
- Я окончила курсы режиссеров детского кино, о котором наше государство в свое время очень заботилось, из 24 моих картин - три абсолютно детские. И мои сегодняшние студенты тоже снимают фильмы для подрастающего поколения. Мы можем и умеем это делать, но все упирается в финансы. И если хорошая анимация в стране еще снимается, то фильмов для сложного возраста от 13 до 16 лет, когда представления о детском мире уходят, как сказка, а картины взрослой действительности еще нет, не производится совсем. Может, кому-то действительно выгодно, чтобы наши дети забыли историю своей страны, особенно последних десятилетий. Конечно, в американском кино, которое на несколько порядков дороже нашего, а следовательно, и зрелищней по спецэффектам, нет ничего плохого. Но нам нужно наше: некоторые подростки сегодня прекрасно знают, где прыщ у Шварценеггера, но не помнят Олега Янковского.
Клим Лаврентьев, зампредседателя Союза кинематографистов РФ:
- "Кино - детям" мы поддерживаем как самый массовый детский фестиваль страны: он очень важен и нужен. Но мнение Союза кинематографистов не разделяют те, кто ведает финансами, поэтому господдержка фестиваля минимальна. Вообще профессиональное сообщество очень обеспокоено проблемами детского кино, и 24 апреля мы на "круглом столе" в рамках Московского международного фестиваля будем об этом говорить. Наконец-то усадим рядом не только режиссеров и продюсеров, но и чиновников минкульта, которые распределяют деньги. Это будет разговор "О миллиарде", который федеральный бюджет планирует выделить на детское кино. Наше предложение - не распылять эти средства, а передать в полном объеме студии имени Горького, которая имеет огромный опыт. И еще наше предложение к властям - заключить соглашения со всеми мультиплексами, где сегодня крутятся иностранные ленты, чтобы по выходным сеансы в 9 и в 11 часов утра отдать отечественным детским фильмам. Вот тогда будет ясен спрос и сдвинется производство. Это же ненормально, когда такие режиссеры, как Алла Сурикова, обращаются к своей профессии раз в десять лет.