17.04.2019 20:00
    Поделиться

    В Иркутске осудили банду, совершавшую преступления 12 лет

    Завершился суд над бандой, которая подмяла под себя целый город - Железногорск-Илимский. Преступники много лет угоняли машины, занимались рэкетом и поджогами, убивали людей. Группировка, словно спрут, запустила свои щупальца в местный бизнес, прибрав к рукам самые прибыльные сферы, в местную власть, в правоохранительные органы. Впервые иркутским правоохранителям удалось обезвредить преступное сообщество такого масштаба.
    Виктория Непогодина

    "Братские - ребята хватские"

    Железногорск-Илимский - типичный северный моногород - райцентр, чье лучшее время пришлось на 60-70-е годы. Сегодня здесь осталось примерно 20 тысяч жителей (в 1989-м было 32 тысячи). До Иркутска отсюда около 900 километров. До Братска - чуть более 200. Видимо, это и решило судьбу городка в начале 2000-х, когда некто Александр Захаров решил не просто сколотить банду, а "присягнуть" "Братскому ОПФ" (организованное преступное формирование) - одному из самых влиятельных в Сибири.

    - Захаров сам братчанин, - рассказывает следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Иркутской области Павел Гойник. - В Железногорск-Илимский приехал в 1990-х, однако связи в Братске сохранил. Среди них был и давний знакомый по спортивной секции, сделавший "карьеру" криминального лидера. Именно к нему Захаров обратился в 2001 году с предложением создать в Железногорске подконтрольную "братским" группировку.

    Как говорит Павел Гойник, в то время Братское ОПФ активно развивалось, распространяя влияние на все новые города и районы Иркутской области. И им "на местах" нужны были люди, способные взять на себя "представительские функции". Поэтому Захаров и его ближайшее окружение получили полную поддержку "братских" - силовую, финансовую, кадровую, от киллеров до специалистов по прослушке. Неудивительно, что они за пару лет уничтожили в городе все конкурирующие банды. Распутывая в составе следственной группы этот криминальный клубок, собирая по крохам, по эпизодам доказательства преступной деятельности "захаровских", следователь Гойник практически прожил три года в Железногорске-Илимском. И повадки бандитов изучил.

    С конкурентами новички расправились жестко. Лидера одной ОПГ - Алексея Блынского - забили насмерть битами и железными прутьями. Почему-то к этой бойне Захаров привлек всех участников своей банды - на тот момент 11 человек. Возможно, таким образом хотел повязать подельников кровью. Именно по обстоятельствам этого преступления спустя много лет следствие смогло вычислить и задержать костяк криминальной группы, а обвинение в убийстве Блынского легло в основу 140-томного дела.

    Потом пришел черед другой ОПГ. Одного из лидеров убили, другой до сих пор считается пропавшим без вести.

    - Участникам этих группировок Захаров предложил перейти на его сторону. Но многие предпочли бежать из города. Мы потом ездили в командировки по всей России, чтобы допросить их, - поясняет следователь СКР.

    Универсальные бандиты

    Представители гособвинения на суде характеризовали Захарова как человека физически и морально сильного, умеющего повести за собой - он даже специально изучал литературу по психологии управления. При этом злопамятного и жестокого, но расчетливого. Получив монополию на преступления в городе, он принялся выстраивать настоящий криминальный холдинг.

    - Обычные банды - те, что попадают под статью 209 УК РФ, - специализируются на чем-то одном: наркотики, проституция, грабежи. Захаров же создал универсальную структуру, в которой за каждое направление отвечало свое подразделение. Одни собирали дань с бизнеса, другие угоняли автомобили. Избиениями занимались так называемые "молодые" - группировка, в которую входила спортивная молодежь Железногорска. Был даже свой специалист-пиротехник. В группе царила жесткая дисциплина и строгая иерархия. Во главе всего сообщества стоял сам Александр Захаров. В последние годы он отошел от непосредственного управления бандой, легализовался, переехал в Новосибирск, оставив "на хозяйстве" свою правую руку - Николая Червова, - рассказывает следователь.

    Любопытно, что "в миру" авторитарный криминальный лидер предпочитал оставаться на вторых ролях - был заместителем начальника ТЭЦ, замдиректора гостиницы, средней руки бизнесменом.

    12 лет практически все преступления в Железногорске-Илимском, за исключением разве что откровенной "бытовухи", совершались силами или с ведома сообщества Захарова. Оно контролировало абсолютно весь бизнес, завладело самыми доходными объектами - гостиницей, ночными клубами, лесными компаниями. Местные жители между собой стали называть город Захарьевском

    Слежка и разгром

    В поле зрения оперативников "захаровские" попали в конце нулевых - внимание сотрудников ГУ МВД по Сибирскому федеральному округу, которое специализировалось на подобных группировках, привлекли многочисленные поджоги в Железногорске. Несколько лет шла негласная разработка: собирались материалы, велись наблюдения, беседы с бывшими участниками разгромленных группировок и встречи с пострадавшими. Оперативными материалами делилось ФСБ. Немало помог один из приближенных Захарова, в свое время покинувший ОПФ и сбежавший из города, подслушав, как лидеры договариваются его "убрать". Заключив сделку со следствием, он рассказал в числе прочего и об убийстве Блынского, помог установить структуру и роли членов ОПФ. Это и помогло оперативникам выйти на основной состав преступного сообщества.

    Итогом всей работы стало задержание в 2013 году самого Александра Захарова, Николая Червова и еще десятка других активных участников группы.

    - Обычно в таких случаях удается арестовать и судить одно-два звена преступного сообщества. Банда быстро восполняет потери и продолжает свою криминальную деятельность. Нам же удалось полностью обезглавить и развалить преступное сообщество - в этом и заключается уникальность дела, - поясняет следователь СКР Павел Гойник.

    Около трех лет понадобилось региональному Следкому на установление всех потерпевших, выявление преступлений и фигурантов дела. Банда настолько запугала местных жителей, что те наотрез отказывались давать показания. Понадобились долгие уговоры и убеждения, чтобы собрать базу на 40 эпизодов. Из 400 свидетелей лишь 46 были признаны потерпевшими. Хотя в СКР убеждены - преступлений было гораздо больше. Впрочем, и этого оказалось достаточно - только на то, чтобы зачитать обвинительную часть, прокурору в суде потребовалось два дня.

    Иркутский областной суд назначил Захарову и Червову 21 год лишения свободы в колонии строгого режима, а также по 1 миллиону рублей штрафа. Кашникова, который еще в 2012 году был осужден за убийство двоих человек, приговорили с учетом прежнего срока к 24 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Остальные, в зависимости от своего участия в преступлениях, получили реальные сроки лишения свободы от 2,5 до 15 лет. Четверо приговорены к условному наказанию. В законную силу приговор пока не вступил.

    - Многие участники преступного сообщества, самостоятельно вышедшие из его состава, были допрошены свидетелями и дали изобличающие показания на лидеров и рядовых участников сообщества, - отмечают сотрудники СКР. - Ответственность просто за причастность к банде, даже без доказанного участия в преступлениях, введена только в этом году. Сегодня бы эти ребята не отвертелись, но закон обратной силы не имеет.

    Что будет с Железногорском-Илимским? Это зависит от местной правоохранительной системы. Банду обезглавили, остались мелкие осколки: задача правоохранителей - не дать им вырасти в новое чудовище, пресекать на корню. Справятся ли они с этим - покажет время.

    Кстати

    Под следствием из банды оказалось 26 человек. Семеро не дожили до суда. Еще трое пошли на сделку со следствием. В результате перед судом предстали 16 человек.

    Поделиться