Губернатор Архангельской области подвел итоги Арктического форума

"У нас появились новые возможности для развития региона". Об этом губернатор Архангельской области Игорь Орлов рассказал в павильоне "Российской газеты", действовавшем на Международном Арктическом форуме в Петербурге.
Фонд Росконгресс

- Самое первое яркое соглашение на форуме подписано с Ненецким автономным округом - оно посвящено созданию межрегиональной авиакомпании "Арктика", - рассказал Игорь Орлов.

Новая структура объединит 2-й Архангельский и Нарьян-Марский авиаотряды, кроме того, на базе аэропортов регионов планируется создать предприятие "Аэропорты Арктики". По словам губернатора НАО Александра Цыбульского, задача компании - "возрождение утраченных авиационных маршрутов и формирование новых авиационных связей между населенными пунктами Северо-Запада". Тем временем Игорь Орлов подчеркнул:

- Головным оператором "Арктики" станет 2-й Архангельский объединенный авиаотряд - распределенное базирование входит в наши совместные договоренности. Мы начнем создавать авиакомпанию в равных долях, если не появится третий участник - переговоры ведутся.

По словам губернатора, это будут межрегиональные связи "без жесткой ориентации на Москву и Петербург".

- Сегодня нам важно сделать более комфортными авиаперелеты для северян. Сможем предложить хорошие условия и для Карелии, и для Республики Коми, и для Мурманска - это приоритет, - сказал глава Поморья. - Очевидная задача и организация авиаперелетов в Тромсе через Мурманск и в Оулу через Петрозаводск.

Для "Арктики" уже готовятся новые отечественные самолеты, в их числе - реактивные Суперджеты.

- Конкуренция на рынке авиаперевозок становится запредельной, - отметил Игорь Орлов. - Так, три самолета, которые зарезервированы под авиационный лизинг "Арктики", уже несколько раз пытались перехватить другие авиакомпании России.

Для авиакомпании "Арктика" зарезервированы новые Суперджеты

Прорывным проектом для экономики региона губернатор назвал и разработку месторождения свинцово-цинковых руд "Павловское" на архангельском архипелаге Новая Земля. Соглашение о строительстве ГОК он подписал на форуме с гендиректором "Атомредметзолото" Владимиром Верховцевым и главой Первой горнорудной компании Сергеем Незамаевым. По словам Игоря Орлова, проект уже идет - в реализацию вложено 2,5 миллиарда рублей. Общий объем инвестиций - 35 миллиардов. Более того, началась предконтрактация - определение запросов на это сырье.

Между тем ключевой месседж форума - уровень и качество жизни в высоких широтах должны быть не ниже среднероссийских.

- Об этом говорилось как в выступлении президента, так и на заседании Госкомисии по вопросам развития Арктики. Поэтому сегодня нам придется пересмотреть соглашения, уже заключенные для реализации нацпроектов, повышая их планку, - сказал глава Поморья.

При этом Арктика по-прежнему труднодоступна: тяжелый климат, сложная транспортная логистика, высокие тарифы буквально на все делают ее малоинтересной для инвестиций. Ситуацию изменит разработка закона о системе преференций инвесторам Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), о котором "Российская газета" уже рассказала ("РГ - Неделя", N 79). По мнению Игоря Орлова, в Поморье эта поддержка может заключаться в предоставлении земли, создании комфортных условий для заключения ГЧП, льготировании выплат в социальные фонды.

- Мы находимся в диалоге с федеральным центром по созданию конкурентных условий в портах Арктики и настаиваем на том, чтобы стоимость заходов в порты Мурманска, Архангельска, Сабетты, Диксона, Певека стала одинаковой, - это позволит развивать Севморпуть, не "перекашивая" процесс ради сиюминутной выгоды, - отметил губернатор.

По словам Игоря Орлова, интеллект Арктики, сервис Арктики, ее безопасность формируются в традиционных морских портах, подтвердивших свой опыт столетиями успешной работы, и Архангельск к ним, безусловно, относится:

- Сегодня порядка 70 процентов продукции лесопромышленного комплекса Поморья отгружается на азиатские рынки. Речь идет о четырех миллионах тонн. Сейчас мы рассматриваем возможность доставки этого груза Севморпутем. Но суда с азиатского направления также не могут идти пустыми, причем у нас уже есть положительный опыт доставки по СМП через Архангельск дальневосточной рыбы - теперь она гораздо быстрее попадает на столы жителей европейской части РФ.

Тем временем

МАФ-2019 стал площадкой для подписания дополнительного соглашения о сотрудничестве между Архангельской областью и Карелией. Это конкретный план действий: он включает, к примеру, совместное развитие Соловков, приведение в порядок дороги Пудож - Каргополь, связывающей Поморье по самому короткому пути с Карелией и Петербургом, а также с Мурманском.

На форуме подписано соглашение о сотрудничестве между Архангельской областью и Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Оно определяет взаимодействие в сфере воспитания кадров для высоких широт.