17.04.2019 16:29
    Поделиться

    Почему на Урале завышены тарифы для бизнеса на вывоз мусора

    В нарушение законодательства руководство РЭК отказалось от проведения оценки регулирующего воздействия постановлений, утверждающих тарифы и нормативы накопления мусора.
    Татьяна Андреева/РГ

    Малые и средние предприниматели получили первые счета за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и не поверили своим глазам: суммы выросли в 4-9 раз. Для обсуждения острой ситуации в нескольких муниципалитетах Свердловской области, в том числе Нижнем Тагиле, прошли совещания с участием бизнес-сообщества, органов местного самоуправления, регоператоров. А в Полевском по инициативе членов организации малого и среднего бизнеса "Опора России", в адрес которой также поступило множество обращений по проблемам мусорной реформы, был экстренно созван координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Полевском городском округе.

    Главный вопрос: "Откуда взялись такие заоблачные цифры?" Решили разобраться сообща: проверить все цифры, проштудировать множество документов.

    Как мы выяснили, на размер платы влияют следующие факторы: тариф за оказание услуги по обращению с ТКО, норматив их накопления и количество расчетных единиц. Они утверждаются постановлением Региональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области. Нормативы были утверждены в середине 2017 года, тарифы - в конце 2018-го. Судя по реакции бизнеса, влияние этих постановлений на предпринимательскую деятельность очевидно негативное и весьма значительное. Тем не менее, невзирая на возможные последствия и, подчеркну, в нарушение законодательства, руководство РЭК отказалось от проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) данных нормативно-правовых актов.

    Между тем обоснованность установления тарифов в Свердловской области проверяет прокуратура и ФАС. А комитет по оценке регулирующего воздействия "Опоры России" провел проверку обоснованности установления нормативов накопления ТКО. Эксперты изучили правовые основания принятия постановления РЭК и усмотрели в действиях и бездействии должностных лиц комиссии признаки нарушений законодательства РФ и Свердловской области.

    В чем они выразились? Во-первых, в отказе от проведения ОРВ проекта нормативно-правового акта, влияющего на условия осуществления предпринимательской деятельности. А во-вторых, в отсутствии документов, определяющих категории объектов и расчетные единицы для установления нормативов накопления ТКО в соответствии с требованиями правил, утвержденных постановлением правительства РФ № 269 от 4 апреля 2016 года.

    Непонятно, как были определены существующие сегодня нормативы "производства мусора" в Екатеринбурге и области. Говорят, что они утверждены на основании замеров, но поверить в это мешает элементарный здравый смысл. Почему-то павильону в столице Урала положено мусорить из расчета 3,276 кубометра с квадратного метра общей площади в год, а в других городах области - всего 0,396 кубометра. Разве может быть такая разница - в восемь раз? Или взять мастерские по ремонту часов, ключей: в Екатеринбурге норматив составляет 1,2, а в области - 0,06 кубометра на квадрат. Отличие в 20 раз! Складывается впечатление, что эти цифры просто взяты с потолка и никаких замеров не проводилось.

    Кроме того, эксперты сравнили нормативы накопления ТКО, принятые в других субъектах РФ, и убедились, что разница значительная, причем не в пользу свердловских предпринимателей. Например, по сравнению с Пермским краем, Республикой Коми, Марий Эл у нас нормативы для бизнеса выше в 1,5-2 раза. Вывод: плата за вывоз ТКО с предпринимателей, не имеющих возможности организовать фактический учет отходов, необоснованно завышена.

    И это еще не все. Анализ действующей нормативной базы выявил отсутствие необходимых для правоприменения норм. В частности, в действующих актах отсутствуют понятия, термины и определения, позволяющие однозначно понимать те и или иные требования, обязанности, ограничения, предписания в регулируемой сфере. Например, что представляет собой магазин, что относится к общей площади? Кто ответит, являются ли входящие в состав объекта недвижимости складские помещения, офисы, проходы и места общего пользования объектами, на которых образуются ТКО? Как отнести их к той или иной категории объектов? Скажем, деревенский магазин, где продают все: от продуктов до лопат и платьев - классифицировать как продуктовый, промтоварный или, может быть, супермаркет? Вопрос не праздный - ставки для всех категорий разные.

    Однако четких ответов на эти и другие вопросы нет. А в результате владельцы торговых точек получают счета за мусор, превышающие порой даже плату за отопление (есть факты, когда стоимость вывоза ТКО увеличилась для двух магазинов с 5 до 221 тысячи рублей в год). По мнению экспертов, отсутствие понятийного аппарата в регулируемой сфере делает невозможной реализацию существующих норм на практике.

    Предприниматели и эксперты предлагают оставить все, как было раньше, благо закон это позволяет. Нет никаких причин, мешающих вернуться к прежнему порядку сбора и вывоза отходов и к старым методам образования платы за эту услугу. Необходимо восстановить справедливость, успокоить бизнес-сообщество и обстоятельно, без спешки, доработать нормативную базу реформы.

    Между тем

    Свердловская область заняла 12 место среди регионов России по размерам тарифов на вывоз кубометра мусора. Средний тариф здесь составляет 772 рубля. По данным сети консалтинговых компаний "Финэкспертиза", самый высокий средний тариф на обращение с ТКО в России в Красноярском крае - 1 700 рублей за кубометр, самый низкий в Приморском крае - 182 рубля.

    Поделиться