Подготовить профессионалов для предприятий Урала помогают наставники

Производственники отмечают, что молодым людям при трудоустройстве не хватает главным образом практических навыков. После выпуска из вуза или колледжа они обычно еще несколько лет адаптируются к рабочему процессу. Освоиться быстрее им помогают наставники, но они, как оказалось, тоже в большом дефиците.

Организатор проекта "Дни наставника" в Екатеринбурге Игорь Тюфяков уверен: передать профессиональные навыки может только практик. Впрочем, для этого недостаточно быть хорошим специалистом и сказать: делай, как я. Нужна методика.

- У нас существует корпоративная образовательная программа "Будущее белой металлургии". С 2011 года проводим целевой набор по разным специальностям и сотрудничаем с местным металлургическим колледжем. В результате выпускники могут сразу работать по профессии, - рассказывает Иван Фионов, руководитель направления по организации практического обучения Первоуральского новотрубного завода.

Работодатели стремятся к нематериальной мотивации наставников, ведь опыт показывает: деньги слабо влияют на их вовлеченность

На предприятии действует дуальная система обучения: занятия по теории и практике чередуются. После третьего курса студенты, уже постигшие азы производства, проходят стажировку. А их наставниками становятся люди с серьезными компетенциями и опытом работы не менее пяти лет. Главным критерием их отбора становится способность обучать других.

- Найти наставников сложно, часто приходится уговаривать сотрудников. Мне же самой эта работа нравится, потому что я хочу делиться опытом, увеличивать число компетентных работников и развивать себя через обучение стажеров, - делится Мари Саргсян, главный специалист по обеспечению обучения компании "Сибур" в Тобольске.

Работодатели стремятся к нематериальной мотивации наставников, ведь опыт показывает, что деньги слабо влияют на их вовлеченность. Стажер, как правило, закрепляется за учителем на три месяца. Когда наставник работает с одним подопечным, процесс идет эффективнее.

- Стажировки у нас проходят и студенты, и преподаватели базовых учебных заведений. Мы знакомим их со спецификой производства огнеупоров, учим работать с новым оборудованием. Пытаемся даже скорректировать ГОСы, чтобы выпускники владели актуальными знаниями, - говорит Ольга Кадомская, ведущий специалист по развитию персонала комбината "Магнезит" в Челябинской области.

По ее мнению, в отрасли кадровый кризис: молодежь предпочитает работу в мегаполисе, а не на заводе в глубинке, да и система образования не отвечает требованиям работодателей. Поэтому предприятиям приходится самостоятельно готовить себе кадры. Шефство над учебными заведениями во многом помогает решить эту проблему.

Между тем

Гендиректор Национального центра производительности Сергей Смирнов представил в Екатеринбурге новую разработку - виртуального наставника, который помогает осваивать трудовые навыки на рабочем месте. В очках дополненной реальности транслируется видеозапись со смартфона с этапами выполнения задания. Слушая объяснения наставника, стажер повторяет его действия и узнает методику работы, тем самым получая профессиональный опыт.