Сам Ципрас, выступая перед депутатами в преддверии голосования по этому весьма чувствительному для греков вопросу, заявил о твердом намерении его правительства перевести требования Афин к Берлину в официальную плоскость.
"Мы намерены вскоре направить вербальную ноту в ФРГ, в которой вновь заявим о наших законных правах, вытекающих из вторжения и оккупации, а также военных преступлений нацистской Германии. Требования о военных репарациях являются историческим и моральным долгом для нас", заявил премьер-министр Греции.
Пробуждению исторической памяти в Афинах способствовал опубликованный парламентским комитетом доклад, в котором ущерб, нанесенный гитлеровской Германией в годы оккупации Греции, оценивается в сумму порядка 300 миллиардов евро.
Эта внушительная цифра была подсчитана путем сложения принудительного беспроцентного займа в 1,5 триллиона греческих драхм, который нацисты в 1941 году силой отобрали у Банка Греции, а также оценки нанесенного гитлеровцами ущерба инфраструктуре страны и компенсаций семьям жертв фашистов.
Несмотря на довольно очевидную для всех связь вновь поставленного Афинами вопроса о возвращении астрономической суммы репараций с общим плачевным состоянием греческой экономики, ее огромным 330-ти миллиардным госдолгом и приближающимися парламентскими выборами, переполняющие греков эмоции понять можно.
Устроенная фашистами резня в Калаврите в декабре 1943 года, бойня в деревне Дистомо в июне 1944, массовые убийства мирного населения на Крите и другие преступления Третьего Рейха хорошо задокументированы и не требуют дополнительных доказательств. Как и то, что за время нацистской оккупации Эллада потеряла до 20 процентов населения, прошла через жесточайший голод, гиперинфляцию и навсегда утратила множество исторических памятников.
"Мы единственная страна в ЕС, которой не было предоставлено компенсации на двусторонней основе со стороны Германии. Мы считаем этот вопрос открытым, даже по истечении 70 лет. Многие спросят, почему он не был поставлен раньше? Реальность заключается в том, что многие греческие правительства после Второй мировой войны являлись клиентами немецкого политического режима и не осмеливались его поднимать", говорит "РГ" представитель левой политической партии "Народное единство", а в прошлом заместитель министра обороны Греции Костас Исихос.
Впрочем, в Берлине эту без сомнения крайне болезненную для немцев тему, напрямую связанную с их исторической ответсвенностью, считают закрытой. "Вопрос немецких репараций был полностью урегулирован, как юридически, так и политически", - заявил представитель правительства Германии Штеффан Зиберт в ответ на решение парламента Греции.
"Нынешние аргументы Германии о том, что выплата репараций невозможна по истечении 70 лет после окончания войны просто смехотворны. На протяжении десятков лет немцы заявляли о том, что решить этот вопрос можно будет после воссоединения Германии и полного восстановления ее суверенитета. Когда же ФРГ бескровно объединилась с ГДР в 1990 году, кстати, при поддержке Советского Союза, в Берлине быстро забыли о своих прежних обещаниях и теперь говорят о том, что время для выплат давно прошло. Считаю, что это абсолютно лицемерная и недостойная позиция", - отметил в беседе с "РГ" историк Илиас Илиопулос, доктор исторических наук и автор книги "Операция Калаврита" о карательной акции нацистов против мирных греков в годы Второй мировой войны.