Какие сложности ожидают нового президента Украины

19 апреля Украина увидит одно из главных шоу в свое независимой истории: дебаты между президентом Петром Порошенко и Владимиром Зеленским, который представляется внесистемным игроком и прихода которого ждет украинский политический класс, сформированный после госпереворота 2014 года. Какие вызовы ожидают победителя после получения президентской булавы, удастся ли ему стать во главе власти, не ограничиваясь декларативными полномочиями, и на что израсходует он кредит доверия избирателей - именно это, а не исход дебатов главные вопросы ближайших месяцев.
Gettymages

Украинские эксперты единодушны: дебаты не способны всерьез повлиять на результат голосования в силу своей предсказуемости. От Порошенко ожидают патетический этюд на тему "Армiя, Мова, Вiра" (или "НАТО, ЕС, Безвиз"), а от Зеленского - заранее заготовленные шутки, обыгрывающие коррумпированность и лживость соперника. Оба кандидата из стилистически разных политических вселенных, играют по собственным правилам в свою игру, и поэтому их словесный конфликт в принципе не может окончиться победой.

Зато дебаты возымеют терапевтический, успокаивающий эффект для перегретого украинского общества, став кульминацией мирного, легитимного "майдана", с которым можно сравнить три недели между турами, когда есть тотальное неприятие действующего лидера, и при этом не обязательно уродовать площадь Независимости кольями от палаток.

Ухода Порошенко и его наказания ожидает гораздо большее число украинцев, чем поддерживает Зеленского

Ухода опостылевшего Порошенко и его примерного наказания ожидает сегодня гораздо больше украинцев, чем поддерживает Зеленского - только 7 процентов, по данным Киевского международного института социологии (КМИС), испытывают сегодня симпатию к бывшему, и это можно утверждать уверенно, президенту. Однако и среди сторонников Зеленского примерно половина голосует не за начинающего политика, а против Порошенко - такие данные дает группа "Рейтинг".

Поклонники Зеленского в первую очередь ждут свержения предшественника, лидера "партии войны", а чего они желают во вторую очередь - скорее всего не полностью понимает и пока безликая команда кандидата, отчего из его штаба доносятся взаимоисключающие заявления, ошибочно принимаемые за политическую программу. Зеленский собирает свое политическое кредо, как рагу, из того, что есть под рукой - немного НАТО, много ЕС, русофобия и национализм на кончике ножа, неприятие Минских соглашений по рецепту Порошенко и уникальный ингредиент - обещание легализовать легкие наркотики и проституцию. Покуда большинство его сторонников не слушает кандидата, ограничиваясь сериалом "Слуга народа", но после официального оглашения результатов от самого Зеленского и его "партии мира" потребуется цельность и определенность.

С победой на выборах проблемы политика Зеленского, и вместе с тем - его карьера, только начинаются. В украинской политике нет традиции плавного перехода власти к новому президенту - всякий раз победитель выборов берет ее приступом и приспосабливает под себя. Иногда, как после победы Ющенко и Порошенко, этот процесс сопровождается загадочными убийствами или похожими на убийства суицидами ключевых фигур предыдущей власти. В случае с Зеленским сопротивление материала будет максимальным, поэтому его будущая борьба представляет особый интерес.

Нужно напомнить, что удостоверение президента из рук главы Центризбиркома Зеленский получит не сразу: инаугурация должна состояться в течение месяца после официального оглашения результатов, на что комиссии отводится десять дней. Таким образом, последней датой инаугурации может быть 1 июня, и в течение всего этого времени Порошенко будет оставаться главой государства. Впрочем, месячный лаг не выдерживал ни один из президентов, и тот же Порошенко принес в Верховной раде президентскую присягу менее чем через неделю после публикации итогов. Ускорение инаугурации в интересах Зеленского, чтобы не остаться символической, церемониальной фигурой. Сразу после торжественной процедуры он может вносить в парламент кандидатуры глав МИД, минобороны, Генпрокуратуры и Службы безопасности - президентскую квоту в кабинете министров. Остальные представители исполнительной власти, включая главу МВД и премьера, - вносятся правящей коалицией по согласованию с главой государства.

Сегодня никто точно не знает имен силовиков Зеленского - называвшиеся ранее кандидатуры были дезавуированы штабом кандидата, и тем более нет уверенности, что Верховная рада за них проголосует. Правящую коалицию, в юридическом существовании которой есть сомнения, по-прежнему составляют представители проигравшей стороны - националисты из "Народного фронта" (НФ) и Блока Петра Порошенко (БПП). Да и "Батькивщина" Юлии Тимошенко вместе с радикалами Ляшко, застолбившие за собой доходную нишу конструктивной оппозиции, навряд ли безвозмездно поделятся своими голосами с новым президентом, не имеющим собственной парламентской фракции.

Но такие люди, как Климкин, Полторак, Грицак, Луценко, вызывают у сторонников Зеленского не меньшую неприязнь, чем их патрон Порошенко, и значит, отставка этих дискредитированных персонажей - принципиальное требование времени и народа. Единственный надежный способ разрешения этого конфликта - роспуск Верховной рады, такой же традиционный прием политической борьбы, как и "майдан", его естественное продолжение: Раду в своем время распускали Ющенко и Порошенко.

И здесь все тоже упирается в даты и парламентско-президентскую форму правления: закон запрещает роспуск Верховной рады за полгода до окончания срока созыва. Календарь и украинские конституционалисты подсказывают, что сделать это Зеленский может не позднее 27 мая. Существует и формальный повод для роспуска - отсутствие правящей коалиции: о том, что фракции НФ и БПП не имеют формального большинства в 226 голосов по причине выхода из них части депутатов, и Рада принимает решения ситуативным большинством, известно уже третий год. Есть и связанный с этим фактом судебный иск депутата Андрея Деркача, требующего от коалиции ее поименного списка. Рассмотрение депутатского иска по существу дает Зеленскому повод для переизбрания парламента и наполнения смыслом и людьми своей партии "Слуга народа", которая сегодня существует лишь как запись в реестре минюста.

Вся кампания Зеленского, построенная на образе пародиста и пересмешника украинской власти при президентствах Ющенко, Януковича и Порошенко, предполагает радикальную перезагрузку всей политической системы Украины - этого ждут его поклонники, зрители и избиратели. Без сомнения, сложившаяся за десятилетия система отрицательного отбора в украинскую политику будет ему сопротивляться. Слипшийся коррупционный комок из тысяч хозяев жизни - депутатов всех уровней, их помощников и референтов, министров и аффилированных ими в исполнительную власть бизнесменов, мэров и губернаторов, силовиков и "национально ориентированной" творческой интеллигенции - весь этот коллективный Порошенко (Парубий, Турчинов, Аваков, Яценюк и т.д.) будет оказывать сопротивление новому президенту.

Зеленскому также предстоит доказывать свою независимость от тех крупных бизнесменов, кого сегодня политические соперники называют его персональной группой поддержки. Будут они законопослушными помощниками молодого президента, равноправными партнерами или подозрения о полной зависимости кандидата Зеленского от ситуативного олигархического объединения подтвердятся - это тоже вопрос, ответа на который ждут его избиратели.

Не вызывает сомнения одно: уходящий президент оставляет Зеленскому разоренную, погрязшую в долгах перед внешними кредиторами экономику и катастрофически дефицитный бюджет. Давать ответы на все вопросы и показывать результат Зеленскому придется очень скоро: социологи говорят, что медовый месяц нового президента с народом продлится максимум полгода-год.