18.04.2019 19:49
    Поделиться

    Профессор Петриков рассказал об операциях с помощью гамма-ножа

    Профессор Сергей Петриков: У высоких медицинских технологий должен быть высокий уровень доступности
    В центре радиохирургии НИИ имени Склифосовского провели 200-ю операцию с помощью гамма-ножа. Стоимость операции зависит от локализации процесса, диагноза. В любом случае средняя ее цена не менее 240 тысяч. А в стране ежегодная потребность во вмешательстве гамма-ножа не менее 60 тысяч человек. У них есть шанс на спасительный нож? Или он пока удел избранных? Да и что это за чудо такое гамма-нож? Об этом обозреватель "РГ" беседует с директором НИИ скорой помощи имени Склифосовского, нейрореаниматологом, профессором Сергеем Петриковым.
    Александр Корольков/РГ

    Сергей Сергеевич, даже поверить трудно, что в Склифе операции с помощью гамма-ножа проведены бесплатно для пациентов. Может, это только для тех, кому повезло быть первыми, кому применили эту высокую технологию?

    Сергей Петриков: Если позволите, то сперва попробую рассказать, что это за технология. Придумал, изобрел гамма-нож швед Ларс Лекселл. Почему она так пришлась ко двору для спасения пациентов, страдающих тяжелейшими злокачественными и доброкачественными опухолями головного мозга? Гамма-нож - это дистанционное облучение этих патологических образований. Причем не только опухолей, но и различных сосудистых аномалий. Например, артерии венозной мальформации. Показание к применению гамма-ножа - расположение патологических образований в труднодоступных отделах мозга. Подобраться к этим структурам мозга с помощью прямой нейрохирургии практически невозможно. Ведь традиционный доступ требует трепанации черепа, сопровождается повреждением проводящих путей функционально значимых зон мозга. А если учесть, что таких тяжелейших патологий становится все больше, то становится очевидной необходимость внедрения в медицинскую практику более щадящих методов нейрохирургии. Вот таким методом и стало применение не только у нас - во всем мире - гамма-ножа.

    Гамма-нож спасает за один день. Лишь иногда, когда требуется повторное облучение гамма-ножом, пациент приходит на повторный сеанс облучения

    Надо заметить, что гамма-нож абсолютно не похож на наши представления об обычном ноже. Гамма-нож - это целая установка. В ее составе сложнейшая современная техника, которую человек сделал безопасной и очень эффективной для спасения от тяжелейших заболеваний мозга. Операции с помощью гамма-ножа проводятся не инвазивно, то есть без скальпеля, под местным обезболиванием. Пациенту не требуется стационарное лечение. Гамма-нож спасает за один день. Лишь иногда, когда требуется повторное облучение гамма-ножом, пациент приходит на повторный сеанс облучения.

    Все-таки облучение?! Мы же боимся даже самого этого слова. При гамма-ноже оно не опасно для человека? Тем более если направлено в наш главный орган - мозг?

    Сергей Петриков: Гамма-нож устроен таким образом, что при помощи тонкой компьютерной настройки его лучи направляются точно на опухоль. Они разрушают ДНК больных клеток, не задевая при этом здоровые.

    Гамма-нож появился в медицинском арсенале не так давно. Где вы находите специалистов, владеющих этой технологией? В медицинских вузах их готовят? Или?..

    Сергей Петриков: Пока "или". В институте Склифосовского мы используем стратегию подбора персонала, основанную на воспитании собственных кадров. Специалисты, работающие на гамма-ноже, - воспитанники нейрохирургического отдела нашего института под руководством академика РАН Владимира Викторовича Крылова. Все они прошли дополнительное обучение и стажировку в крупнейших центрах радиохирургии зарубежных стран.

    Эта уникальная технология в вашем центре бесплатна для пациентов. Но сама по себе она же не бесплатна. Московское правительство нашло возможность оплачивать лечение таких пациентов. Без преувеличения, москвичам повезло. А как быть, если пациент живет совсем далеко? Не каждый может найти солидную сумму на подобное вмешательство. Хотя, убеждена, любой человек мечтает, чтобы опухоль мозга ему удалили без скальпеля. Как быть?

    Сергей Петриков: Вопрос вообще-то не ко мне. Но могу сказать: действительно московское правительство вложило огромные деньги в оборудование центра радиохирургии. Для москвичей вся высокотехнологичная помощь в нашем центре оказывается бесплатно. Мне сложно говорить про ситуацию во всей стране. Но министерством здравоохранения выделены квоты на оказание высокотехнологичной помощи иногородним гражданам в московских клиниках. И пациентов из других регионов, которые поступают к нам по этим квотам, мы тоже лечим бесплатно. В среднем в год на нашем гамма-ноже проходят лечение около 600 пациентов. В то время, как в сопоставимых по мощности центрах радиохирургии западных стран проводится лечение порядка 400 пациентов в год. В Москве несколько лет уже работает программа "Москва - столица здоровья". Она позволяет оказывать многие виды уникальной помощи по тарифам обязательного медицинского страхования не москвичам.

    Есть очередь на подобные операции в Склифе? Если да, то сколько приходится ждать? Какие документы требуются, чтобы попасть к вам? Кто должен направить на такое лечение?

    Сергей Петриков: Москвичей направляют поликлиники и онкологические диспансеры. Иногородние пациенты могут пройти консультацию нейрохирурга СКЛИФа либо лично, либо при помощи телемедицины. После консультации при наличии показаний к радиохирургическому лечению пациенты обращаются за квотой в региональный минздрав.

    Ключевой вопрос

    Иногда получение квоты ждут слишком долго. Хотя лечение опухолей, особенно злокачественных, должно проводиться в режиме "цито".

    Сергей Петриков: Мне сложно сказать за регионы, но в Москве время ожидания операции на гамме-ноже после обращения пациента со всеми документами составляет 10-20 дней.

    Не все же живут в Москве. Как быть?

    Сергей Петриков: В период становления сосудистых центров мы с академиком Владимиром Викторовичем Крыловым объехали немало городов России с образовательными программами по нейрохирургии и нейрореаниматологии. И могу точно сказать: медицина серьезно развивается только там, где ее холит и лелеет лично руководитель региона.

    На территории Склифа появилась спортплощадка. Это подразделение лечебного учреждения?

    Сергей Петриков: На мой взгляд, спортивная площадка - необходимая часть инфраструктуры больницы. И не обязательно скоропомощной. Любой. Она позволяет людям отвлечься от работы, от проблем лечения, ненадолго переключиться. Мы намерены открыть еще небольшой спортивный зал внутри основного корпуса. Утром и днем здесь смогут заниматься пациенты под присмотром инструкторов ЛФК, а вечером в зал придут сотрудники.

    Склиф работает в любое время суток. Специалистов в области применения гамма-ножа подготовил практически сам. Чем дальше, тем больше Склиф становится еще и научным, и учебным центром?

    Сергей Петриков: Институт Склифосовского - всегда лидер среди учреждений не только Москвы, но и России по развитию самых современных методов лечения. И самых современных научных направлений в неотложной помощи. У нас проходят обучение более 600 ординаторов первого и второго года по 19 направлениям ординатуры. Наши специалисты проводят циклы дополнительного постдипломного образования для врачей различных специальностей из всех уголков России.

    Поделиться