- Копирование готового бизнеса - хорошая возможность для желающих начать предпринимательскую деятельность. Одни усилия требуются, когда вы выводите на рынок оригинальную бизнес-идею, и совсем другие - когда за разумные деньги приобретаете уже раскрученный бренд с ясным механизмом ведения дела, - поясняет директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) Илья Сулла.
В планах фонда - создать в регионе электронный магазин франшиз, где были бы сосредоточены в основном уральские компании, готовые клонировать свой бизнес, а также проверенные федеральные бренды. Ставка на местное связана с тем, что так легче обеспечить юридическую чистоту сделки и проконтролировать соблюдение условий договора между партнерами.
Несколько лет назад подобный проект презентовала Российская ассоциация франчайзинга (РАФ). Достаточно сделать онлайн-запрос, и на виртуальной карте появлялась модель бизнеса, рассчитанная электронной системой с учетом различных факторов, а также каталог франшиз с ключевыми финансовыми показателями. Предполагалось, что портал, охватывающий все регионы, станет палочкой-выручалочкой для начинающих предпринимателей в любом городе. Но, как признаются бизнесмены, не все предложения оказались честными.
- Мы знаем немало историй, когда предпринимателям из регионов предлагают приобрести красиво упакованный маркетологами сетевой бизнес, который на самом деле оказывается пустышкой. Деньги вложены, а разбираться не с кем. Потому так важно работать с местными франшизами, чтобы покупатель мог в любой момент приехать, изучить дело, пообщаться с его основателем, задать вопросы, - говорит министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.
Как отмечают эксперты, расширению этой формы предпринимательства мешают юридические пробелы: даже само понятие "франчайзинг" в законодательстве РФ отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные правовые механизмы: агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и другие. При их заключении учитываются не все нюансы. Поэтому юридическое сопровождение сделки так важно.
- Мы однажды уже погорели на франчайзинговом проекте, - признается Дмитрий Дмитриев, основатель и владелец сети кофеен в Екатеринбурге. - Заключили с семейной парой договор о праве работы под нашим брендом. Помогли выбрать и оформить помещение, получить все разрешительные документы. Но супруги решили расстаться, разделить бизнес и поменять юридическое лицо. В итоге вместо предусмотренных договором роялти мы получили только головную боль, расходы на обустройство чужого кафе.
Для исключения подобных ситуаций в СОФПП планируют создать юридическую службу, ориентированную именно на франчайзинг, а также усилить работу по привлечению в проект бизнес-наставников.