18.04.2019 07:05
    Поделиться

    На Урале власти поддержат развитие бизнеса по франшизе

    В перечень новых мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области в 2019 году включена франшиза. Этот инструмент во всем мире считается одним из главных двигателей развития небольшого бизнеса. В США, к примеру, созданные по такой схеме фирмы обеспечивают до 10 процентов ВВП, в России показатель едва перевалил за процент.

    - Копирование готового бизнеса - хорошая возможность для желающих начать предпринимательскую деятельность. Одни усилия требуются, когда вы выводите на рынок оригинальную бизнес-идею, и совсем другие - когда за разумные деньги приобретаете уже раскрученный бренд с ясным механизмом ведения дела, - поясняет директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) Илья Сулла.

    В планах фонда - создать в регионе электронный магазин франшиз, где были бы сосредоточены в основном уральские компании, готовые клонировать свой бизнес, а также проверенные федеральные бренды. Ставка на местное связана с тем, что так легче обеспечить юридическую чистоту сделки и проконтролировать соблюдение условий договора между партнерами.

    Предпринимателям из регионов часто предлагают приобрести красиво упакованный маркетологами сетевой бизнес, который оказывается пустышкой

    Несколько лет назад подобный проект презентовала Российская ассоциация франчайзинга (РАФ). Достаточно сделать онлайн-запрос, и на виртуальной карте появлялась модель бизнеса, рассчитанная электронной системой с учетом различных факторов, а также каталог франшиз с ключевыми финансовыми показателями. Предполагалось, что портал, охватывающий все регионы, станет палочкой-выручалочкой для начинающих предпринимателей в любом городе. Но, как признаются бизнесмены, не все предложения оказались честными.

    - Мы знаем немало историй, когда предпринимателям из регионов предлагают приобрести красиво упакованный маркетологами сетевой бизнес, который на самом деле оказывается пустышкой. Деньги вложены, а разбираться не с кем. Потому так важно работать с местными франшизами, чтобы покупатель мог в любой момент приехать, изучить дело, пообщаться с его основателем, задать вопросы, - говорит министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.

    Как отмечают эксперты, расширению этой формы предпринимательства мешают юридические пробелы: даже само понятие "франчайзинг" в законодательстве РФ отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные правовые механизмы: агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и другие. При их заключении учитываются не все нюансы. Поэтому юридическое сопровождение сделки так важно.

    - Мы однажды уже погорели на франчайзинговом проекте, - признается Дмитрий Дмитриев, основатель и владелец сети кофеен в Екатеринбурге. - Заключили с семейной парой договор о праве работы под нашим брендом. Помогли выбрать и оформить помещение, получить все разрешительные документы. Но супруги решили расстаться, разделить бизнес и поменять юридическое лицо. В итоге вместо предусмотренных договором роялти мы получили только головную боль, расходы на обустройство чужого кафе.

    Для исключения подобных ситуаций в СОФПП планируют создать юридическую службу, ориентированную именно на франчайзинг, а также усилить работу по привлечению в проект бизнес-наставников.

    Поделиться