Замруководителя управления наземного транспорта Сингапура Джереми Яп рассказал о различных ограничительных мерах для автомобилей, которые применяются в Сингапуре. Например, там жестко контролируется количество личных машин. В результате прироста автопарка в этом городе нет. Купить машину можно, только если кто-то из жителей отказался от своей. Плюс система платных дорог ERP (Electronic road pricing). "Чтобы бороться с заторами, мы делаем проезд на тех или иных участках дороже, а на менее загруженных улицах - дешевле. В Москве проблема пробок еще полностью не решена, и к таким рестриктивным моделям городу стоит присмотреться", - уверен Яп. По его словам, лишь создание удобного общественного транспорта недостаточно мотивирует жителей на отказ от автомобиля.
Задуматься московским властям о новых ограничительных мерах предлагал и один из организаторов саммита - генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Мохаммед Мезгани. "Потенциальный эффект от внедрения платного въезда в мегаполис может быть очень высоким. Эта инициатива уже реализована в Лондоне, Стокгольме и Милане. За пользование дорогами надо платить - это позволит серьезно сократить пробки. А деньги пойдут на дальнейшее развитие транспорта", - считает Мезгани.
В Москве к таким предложениям относятся с осторожностью. "Перед тем как сделать въезд в отдельные части города платным или ввести плату за пользование дорогами, надо тысячу раз подумать", - сказал "РГ" директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Технически Москва, по его словам, к этому вполне готова - по уровню развития систем контроля трафика она может соперничать с Сингапуром. Однако с социально-политической точки зрения вопрос очень сложный. "На систему ERP будет постепенно переходить весь мир, но не думаю, что в Москве это произойдет скоро. Это касается и платного въезда - эффект может быть положительным, но и политические издержки велики. Например, мой добрый знакомый Кеннет Ливингстон (экс- мэр Лондона. - Прим. "РГ") после введения платного въезда в город проиграл на первых же выборах..." - признал эксперт.
Что касается позиции московских властей, то, по мнению мэра Сергея Собянина, общественный транспорт и автомобильная инфраструктура вовсе не обязательно должны быть антонимами. "Мы не противопоставляем автомобилистов и общественный транспорт. Параллельно с развитием общественного транспорта мы приняли гигантскую программу развития дорожной инфраструктуры. Реконструировали практически все крупные развязки и магистрали. Сегодня ждем четыре хорды, которые обеспечат транзит транспорта, минуя центр города. Думаю, с этой задачей мы в ближайшие годы справимся", - заявил Сергей Собянин, выступая перед участниками саммита.