85-летняя заслуженный учитель Мордовии раскрыла секреты профессии

Ее первые выпускники давно стали бабушками и дедушками, но до сих пор делятся с ней своими радостями и бедами. Заслуженный учитель Мордовии Сталина Филипповна Гагина и сегодня продолжает работать с детьми - правда, уже в качестве репетитора. О том, как найти ключ к сердцам учеников, педагог рассказала "РГ".
Николай Гагарин

"Я - счастливая", - говорит она о себе. Судьба Сталины Гагиной типична для миллионов ее сверстников - представителей предвоенного поколения. Редкое имя - в честь "вождя народов" - досталось ей от отца-коммуниста.

- В войну он отслужил два года лейтенантом, погиб нелепо в 1943-м. Я тогда была второклассницей. Так и жили: мама, бабушка-инвалид и нас трое. Ничего - все выучились. Потом, когда настали другие времена, меня часто спрашивали, почему я не меняю имя. А я отвечала: мне его отец дал, - вспоминает она.

Мама Раиса Александровна была педагогом, но потом ушла на партийную работу. Ее часто переводили из одного района в другой.

- Нас она почти не видела. Из-за постоянных переездов в детстве я сменила четыре школы: сначала - в родном Атяшеве, потом Березники, Большое Игнатово, Сабанчеево... - говорит собеседница. - Решение стать учителем приняла сама. Физмат пединститута окончила с красным дипломом. Отличники в ту пору могли выбирать место распределения - и я поехала в Сабанчеевскую школу. Вскоре за мной сюда прибыл и муж, с которым мы расписались еще студентами. Он вел историю, а я - физику, математику, химию, астрономию и черчение. По семь уроков в день: учителей с высшим образованием в селе катастрофически не хватало.

Молодоженам выделили полусгнившую избушку. Потом, когда супруг стал директором, семья обзавелась своим домом.

- Жили тогда бедно. Урок я начинала с проверки на чесотку: дети показывали руки, мальчиков просила поднять рубашки. Если видела сыпь - сразу в медпункт, - рассказывает педагог. - Говорили в Сабанчееве на эрзянском. Я этим языком не владела, но выучила уже через полгода. Ударение, правда, поначалу ставила неправильно. Мой первый выпуск - ребята 1941 года рождения. Сейчас им уже 78. И до сих пор, когда они звонят или при встрече говорят со мной по-эрзянски, я все понимаю - хотя в ответ порой вставляю русские слова. Но они на меня не обижаются.

В Сабанчееве Атяшевского района чета педагогов прожила 15 лет. За это время у них родились трое сыновей.

- Первый раз в декрете провела всего месяц: дети же не виноваты - им программу надо проходить. Няньки у нас не было, вот и просила односельчанок посидеть с сыном, пока я на уроках. Учителю тогда в селе никто не отказывал. Бывало, скажешь: "У меня капусты нет" - каждый несет по вилку. Магазина в Сабанчееве не было, приходилось самой не только хлеб печь, но и огород держать, кур, домашнюю живность. Осенью на свекле, на картошке со своим классом всегда вместе работала. Руки-то у меня видите какие? А еще учитель! - грустно улыбается Сталина Филипповна, показывая скрюченные пальцы. - Зато потом на заработанные в полях деньги купили для школы телескоп, я про него мужу-директору давно говорила. Мы с ребятами смотрели созвездия, кометы... Ходили с ними в походы, ездили на экскурсии. Тогда в сабанчеевской школе учились более 800 детей. А сейчас едва полсотни наберется.

Мой первый выпуск - ребята 1941 года рождения. И до сих пор, когда они звонят, то говорят со мной по-эрзянски

Тем временем карьера супруга шла вверх: его перевели в райцентр, потом в Саранск. В Атяшеве, где семья прожила девять лет, Сталина тоже работала в школе. Переехав в столицу республики, преподавала в пединституте. Несколько поколений педагогов вспоминают свою наставницу с благодарностью. А вот сыновья идти по стопам родителей не пожелали: все окончили московские технические вузы.

- Недавно с ребятами из моего класса в Атяшеве отмечали 40-летие выпуска. Они смеются: "Вы же с нами свою семью не видели!". После уроков троечника надо подтянуть, двоечнику заново объяснить материал, чтобы усвоил, отличники мечтали поступить в столичный вуз... И со всеми занималась - разумеется, бесплатно. Чем отличалась советская школа от современной - мы работали не за деньги, а за совесть, - говорит педагог.

На заслуженный отдых Сталина Филипповна ушла четверть века назад, но и сегодня помнит каждого из своих учеников. На ее долю выпало немало испытаний: рано ушел муж, три года назад не стало и сына. Но одинокой она себя не чувствует: в ее квартире по-прежнему звучат детские голоса.

- Репетиторством занимаюсь до сих пор. Сейчас ко мне ходят два мальчика - из шестого и седьмого классов - и девочка-девятиклассница. Я учила еще их мам в институте. Как удается поддерживать профессиональную форму? - хозяйка пожимает плечами. - А что тут такого? Все помню, все формулы - в голове.

Отдав школе жизнь, она и сегодня легко находит общий язык с современными детьми.

- Контакт будет, если учитель - хозяин своего слова. Если пообещала ученику, что сегодня намерена поговорить с его родителями - иди и встречайся. Иначе потом они тебе уже не поверят. Второе - с детьми нельзя обращаться грубо. Самое обидное слово, которое ребенок мог услышать от меня, - лентяй, - делится педагог. - Конечно, шокирует сегодняшний вал историй, связанных с подростковой жестокостью. Классный руководитель должен не только учить, но и воспитывать. Раньше нам очень помогали в этом пионерская и комсомольская организации. Комсорг и староста рассказывали, какая обстановка в классе - я все знала. Во всех спорах и ссорах мы разбирались сами. К сожалению, конфликтов в современных школах много, но учитель всегда должен быть на высоте. Даже если ученик сказал в его адрес нехорошее слово. Во-первых, это надо пропустить, а во-вторых - идти к родителям и говорить с ними. Срываться на детях нельзя.

Урок не впрок

По словам Сталины Гагиной, даже ее фирменные педагогические секреты срабатывали не всегда.

- Помню, в атяшевской школе три семьи в моем классе были баптистами. Дети вежливые и дисциплинированные, но им не разрешали вступать в пионеры, ходить вместе с классом в кино. Первое время я сама давала им деньги на билеты. Но позднее, уже в пятом-шестом классе, дети перестали их брать - дома запретили.

А еще был случай: ученицы рассказали мне, что одноклассник курит. Я пошла к его родителям. А они: "Знаем - мы ему разрешили!". Дело в том, что подросток стал прятаться за сарай, чтобы втихаря подымить. А там - сено, солома... В семье забеспокоились: "Ладно наш сарай спалит, так еще соседей подожжет!" И поставили сыну условие: "Или бросай - или кури при нас!" Этим дело и кончилось. На уроках, разумеется, он себе такого не позволял.

Как-то мы металлолом собирали. У одной девочки в классе мать работала во Вторчермете. Так ребята оттуда металл принесли, взвесили его у школы: ух ты, первое место! А потом отнесли обратно. А макулатурой разжились в... райкоме партии - узнали, что там решили избавиться от ненужной литературы.

Виноват гаджет?

Запретить школьникам пользоваться гаджетами - кроме кнопочных телефонов - предложил замначальника по охране общественного порядка УМВД по Саранску Алексей Илиев на состоявшейся в мэрии встрече с участием директоров школ, психологов и правоохранителей. Широкий резонанс в городе получил недавний случай в школе N17, где дети сняли на видео и выложили в Сеть сцену групповой расправы над одноклассницей. Обсуждая пути урегулирования конфликтных ситуаций, педагоги в один голос говорили о том, что статус учителя в современном обществе упал: обязанностей у них становится все больше, а полномочий - все меньше. При этом воспитывать сегодня приходится не только учеников, но и их родителей.