19.04.2019 08:00
    Поделиться

    Владимир Кошевой: Страшно, когда ты что-то делаешь, а тебя не замечают

    Недавно в Александринском театре состоялась премьера спектакля Валерия Фокина "Рождение Сталина" о превращении молодого революционера Иосифа Джугашвили в вождя. Роль Иосифа (Сосо) исполнил приглашенный на петербургскую сцену артист Владимир Кошевой.

    Пресс-служба Александринского театра

    На телевидении в это время шел новый многосерийный фильм "Бабье лето" Дмитрия Светозарова, у которого Кошевой сыграл Родиона Раскольникова в "Преступлении и наказании" (2007) - роль, после которой и стал знаменитым, а здесь предстал в трагикомической роли авантюриста, современного Остапа Бендера.

    Разнообразные и неожиданные образы достаются Владимиру Кошевому в кино и театре: Феликс Юсупов, Велимир Хлебников, Николай Гумилев, Василий Каменский и многие другие. Актер рассказал "РГ", как реагировал на отклики зрителей на "Рождение Сталина", о новых работах в кино и любви к музыкально-поэтическим вечерам.

    Что вам говорил Фокин во время работы над "Рождением Сталина"?

    Владимир Кошевой: Фокин не принимает никаких наработок, все должно быть с нуля. Это непререкаемый авторитет. На афише написано "спектакль Валерия Фокина", определенно и конкретно. Все участники спектакля выполняют замысел, четкий рисунок. Это настоящий режиссерский театр. Впрочем, у меня все спектакли авторские - и у Романа Мархолиа, Максима Диденко, Кирилла Серебренникова. У них есть четкая идея, они центр, ось координат для всех участников. Фокин контролирует все, вплоть до мелкого реквизита: не та чашка, не тот костюм. И художники, как, например, Ника Велегжанинова, выполняют замысел Фокина. Было решено, что Сосо ходит в сапогах, и Ника долго искала нужные сапоги, в итоге появились те, в которых выхожу на сцену. Валерий Владимирович четко формулирует, как он видит образ, и мы с режиссером по пластике в "домашней работе" искали и уже показывали "результат", и Фокин либо оставлял, либо был категорически не согласен. С ним очень интересно: артист всегда на "взводе", не снижая градус даже в пробах, нельзя быть "пустым", не готовым.

    В спектакле грузинский колорит, оформление, музыка. Но с грузинским акцентом вы не говорите.

    Владимир Кошевой: Только ругаюсь по-грузински и стихи читаю. Трудно было выучить текст, но без трудностей не бывает результата. Конечно, можно плыть по течению, испытывать удобства, комфорт, но зачем вообще тогда этим делом заниматься? В актерской профессии надо существовать только "по гамбургскому счету" и преодолевать препятствия. Без внутренней встряски невозможно сыграть никакую роль - ни отрицательную, ни положительную.

    У вас работы сверх головы. Репетируя в Петербурге, совмещали другие проекты, съемки в кино или отказались от многого?

    Владимир Кошевой: Не совмещал. Больше полугода работал с Валерием Владимировичем и дал ему слово, что никуда уезжать не буду, чтобы не разбрасываться - роль сложная.

    Сейчас отдаю долги по гастролям, концертам, съемкам, поэтому езжу, летаю, репетирую, снимаюсь утром, днем и ночью. Играю репертуарные спектакли.

    Отклики на премьеру огорчили или порадовали?

    Владимир Кошевой: Ох, чего только не услышал, не прочитал! Столько негатива, неприятия! Сейчас все доступно, в соцсети можно все что хочешь написать, никаких границ не существует. Пришлось отключить мессенджер Facebook. Многие, еще не посмотрев спектакль, начинали осуждать уже само название: зачем ставить спектакль про тирана, зачем нам знать о его рождении?

    А ваши родители что сказали?

    Владимир Кошевой: Моим очень понравился спектакль.

    Недавно у вас прошли еще премьеры.

    Владимир Кошевой: "Тайные сказы Урала" в московском Доме Музыки. Читаем с Сати Спиваковой сказы Павла Бажова "Хозяйка Медной горы" и "Малахитовая шкатулка" под музыку Бородина, Прокофьева и Шостаковича, дуэт органа и фортепиано в исполнении Даниэля и Евгения Зарецких.

    А на сцене Театра Наций сыграли литературно-музыкальную композицию "Наше все". Тургенев. Метафизика любви". Режиссер Алексей Франдетти воплотил сценарий Сергея Соловьева, который был создан для Татьяны Друбич и Олега Янковского. О близких и непростых отношениях русского писателя Ивана Тургенева и французской примадонны Полины Виардо. Сергей Александрович приходил на премьеру, благословил нас - Сати Спивакову, меня, Алексея Гориболя (фортепиано). Звучит музыка Шопена, Эрика Сати, Исаака Шварца, Леонида Десятникова.

    Помню, как вы начинали в 2005 году в Петербурге. Театральная компания "Антика", режиссер Михаил Елисеев, "Флорентийская трагедия" Оскара Уайльда, где играли принца. Мечтали тогда о каком-то большом репертуарном театре?

    Владимир Кошевой: Меня приглашал в труппу худрук Театра имени Ленсовета Владислав Пази, но я интуитивно понимал, что это не мое, я не артист труппы. До этого я служил в московском Театре имени Гоголя.

    Неужели не грезили, как многие актеры, о БДТ? Где, к слову, теперь заняты в спектакле "Игрок" по Достоевскому вместе со Светланой Крючковой, уже четвертый год.

    Владимир Кошевой: Не грезил. У меня была встреча с тогдашним худруком Чхеидзе, Темур Нодарович собирался ставить "Дон Карлоса". А еще раньше мы начинали репетировать "Флорентийскую трагедию" в БДТ, в гримерной Андрея Толубеева. Были читки, но Андрей Юрьевич уже был болен и сказал, что ему не потянуть. Как будто вчера было - помню, как он великолепно играл "Стеклянный зверинец", "Art"…

    Лет пять как вы вдруг стали невероятно востребованы. Театр Наций, в Петербурге - БДТ и Александринка. Не говорю уж о кино…

    Владимир Кошевой: Еще были работы с Кириллом Серебренниковым. В балете "Нуреев" в Большом театре у меня три драматические роли: аукционист Sotheby’s, фотограф Ричард Аведон и сотрудник КГБ (доносчик). А еще раньше я читал монологи Печорина для его балета "Герой нашего времени" на Новой сцене Большого театра. Участвовала одна творческая команда - композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов.

    Чем объяснить такую востребованность, как считаете? Ваше время настало? Типаж такой понадобился режиссерам в кино, театре?

    Владимир Кошевой: Думаю, что просто не хотели замечать. Как говорила мне Светлана Николаевна: самое страшное, когда ты что-то делаешь, а тебя не замечают. Как будто тебя вообще нет. Этот этап я уже прошел. Каждый актер знает, что такое простои, нет ролей.

    И что делать? Набраться терпения?

    Владимир Кошевой: Только так. Иначе - меняй профессию. Или придумывай, как я, программы. Это дает ощущение свободы. Сам себе хозяин.

    Помню, как многие возмущались: "У нас что, своих артистов нет, зачем взяли из Москвы Кошевого?", а Крючкова сказала: "А ну-ка найдите в Петербурге второго такого артиста, чтобы был интеллектуал, чтобы такой нерв открытый имел, чтобы были такие пластика и энергетика!"

    Владимир Кошевой: Именно Светлана Николаевна позвала меня сюда. Это редкий случай товарищества в театральном мире. Мы вместе снимались в фильме "Луна в зените" об Анне Ахматовой. Анну Андреевну в зрелом возрасте играла Крючкова, а я - Николая Гумилева.

    Что в планах дальше?

    Владимир Кошевой: Гастролирую с Даниэлем Зарецким (орган), у нас программа стихов обэриутов. Еще программа с композитором Максимом Войтовым - "Николай Гумилев. Шестое чувство. Стихи и проза". Надеюсь возобновить поэтический вечер, музыкальный спектакль "Иосиф Бродский. Рождественские стихи", который исполнял на фестивале "Площадь искусств" Юрия Темирканова.

    С Сати Спиваковой готовим премьеру в "Школе современной пьесы". Режиссер Денис Азаров ставит музыкально-драматический спектакль по мотивам повести Дины Рубиной "Высокая вода венецианцев". Я читаю несколько стихотворений Иосифа Бродского, "Венецианские строфы". Поэзия Бродского прекрасно сочетается с прозой Рубиной, фантастический синтез получился. Удивительное буквосложение, ритмическое, и сложносочиненные стихи Бродского. Я такое наслаждение там испытываю!

    Где снимались в последнее время?

    Владимир Кошевой: Много проектов было. Я перестал отслеживать выход фильма на каком-то канале - столько "мусора" было у меня! Могу сказать про военную драму Константина Фама "Свидетели", получившую хороший зрительский отклик. Все три новеллы - "Туфельки", "Брут", "Скрипка" - порознь номинировались на премию "Оскар", а потом составили альманах (фильм "Свидетели" был участником десятого онлайн кинофестиваля "РГ" Дубль дв@", получил приз зрительских симпатий. - Прим. "РГ"). Скоро увидим продолжение - "Кадиш". Мой герой Лео Штиллер - человек искусства, великий дирижер, всегда влюбленный.

    Очень жду выхода на экраны фильма "Одесса" Валерия Тодоровского. Сейчас идет озвучивание. Действие происходит в начале 1970-х в Одессе, когда город закрыли из-за эпидемии холеры. Собирается большая еврейская семья, там два зятя - любимый (его играет Евгений Цыганов) и нелюбимый, Арик -Арнольд (это я). Заняты Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Леонид Ярмольник, Сергей Муравьев (артист "Гоголь -центра").

    Мою жену сыграла Женя Брик. Кино снималось на пленку, все уже забыли, что такое треск кинокамеры, какая особая атмосфера от этого на площадке. У Тодоровского нет случайных людей. Мы действительно были одной большой семьей, прикипели друг к другу за несколько месяцев съемок. Так бывает редко.

    Я снимался и в "зрительском" кино, и в авторском. Жду выхода фильма петербургского режиссера Ирины Евтеевой про Велимира Хлебникова, поэта и прозаика Серебряного века, авангардиста. Евтеева - это вообще отдельная планета. Я снимался в ее анимационно- игровых картинах (она работает в особой технике светоживописи) "Маленькие трагедии", "Арвентур", называю Ирину "моя сказочница". Так, как она видит меня, не видит больше никто - прекрасного, романтического, трогательного… Она всегда возвращает меня в мое детство, в мечты, игры, фантазии.

    Поделиться