Академик Каблов: Крыло из композитов для МС-21 будет создано в РФ

Эксперты в российской авиационной отрасли приветствуют и поддерживают намерения правительства, Ростеха и Объединенной авиастроительной корпорации реализовать программу создания российского среднемагистрального самолета МС-21 в том объеме, как она изначально задумывалась.
пресс-служба ВИАМ

Тема стала обсуждаемой в связи с американскими санкциями, которые перекрыли поставки из США и Японии материалов для композитного крыла нового российского лайнера. В аппарате вице-премьера Юрия Борисова дали понять, что держат ситуацию под контролем. А президент ОАК Юрий Слюсарь, касаясь той же темы, заявил, что МС-21 может получить композитное крыло из отечественных компонентов. Такие образцы, по его словам, уже тестируются, а их внедрение в производственный цикл будет организовано пошагово, после завершения основных сертификационных испытаний.

Вариант с отказом от "черного крыла", судя по заявлениям, не рассматривают, поскольку в этом случае лишается смысла весь проект ориентировочной стоимостью 438 миллиардов рублей.

Сумеем ли мы при такой, по существу, технологической блокаде достичь поставленной цели? А в условиях открытого политического противодействия выйти со своим новым самолетом на уже поделенный и высококонкурентный рынок? Есть ли у нашей страны подобающий для этого задел - научный, научно-технологический, конструкторский?

Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов академик РАН Евгений Каблов убежден, что сможем. И в качестве примера рассказал, как создавалась мотогондола для двигателя того же МС-21.

Евгений Каблов: Впервые в отечественной инженерной и технологической практике по инициативе генерального конструктора Александра Иноземцева была сконструирована, а потом изготовлена мотогондола ПД-14 - из отечественных полимерных композиционных материалов. Такие материалы, разработанные коллективом ВИАМ, обеспечили снижение массы конструкции при сохранении требуемых упруго-прочностных свойств, в том числе ударной вязкости и стойкости к климатическим факторам.

Для сравнения: на самолеты Sukhoi Superjet 100 мотогондола поставляется из-за рубежа и стоит в районе двух миллионов евро, а у ПД-14 мотогондола своя и в полтора раза дешевле…

По словам академика Каблова, в программе МС-21 и в том, что касается собственного двигателя для него, ВИАМ отвечал за создание принципиально новых конструкционных высокотемпературных металлических, интерметаллидных, композиционных, керамических, естественно-композиционных, функциональных материалов и технологий изготовления крупногабаритных полуфабрикатов и деталей. Только в двигателе ПД-14 нашли применение 20 новых материалов, разработанных учеными и специалистами института.
 
Полностью интервью генерального директора ВИАМ академика Евгения Каблова публикуется в выпуске "Наука и технологии" и будет доступно на сайте "РГ" в понедельник, 22 апреля.