С какой целью президент США вышел на маршала Хафтара?
Ильгар Мамедов: Это неожиданный ход со стороны президента США. Американцы поддерживают прозападное правительство Ливии. Однако за фельдмаршалом стоит хорошо оснащенная и подготовленная армия. Кроме того, он владеет военной и политической инициативой, контролирует большую часть территории страны, в том числе нефтеносные районы. Вероятно, все эти факторы и подвигли главу Белого дома пойти на контакт с ливийским военными.
Не идут ли действия Трампа вразрез с позицией ООН по прекращению конфликта в Ливии?
Ильгар Мамедов: Американцы давно уже не прислушиваются к мнению ООН, выступающей за мирное политическое урегулирование в Ливии, действуют параллельно или вне рамок организации. Вашингтон самостоятельно принимает решение. В отличие от Конгресса и своих советников, президент США руководствуется прагматичными подходами в политике. Вероятно, Трамп решил перехватить инициативу с целью контроля над ситуацией в Ливии, разворачивающейся не в пользу Запада.
Какой интерес США преследуют в Ливии?
Ильгар Мамедов: Ливия занимает важное стратегическое положение в Средиземноморье и имеет богатые нефтяные ресурсы. В стране нет устойчивой власти, что дает американцам возможность установить свое влияние. Это также важно с учетом того, что сегодня происходит на Ближнем Востоке.
Как сейчас развивается ситуация в Ливии?
Ильгар Мамедов: Трудно сказать, захватит ли Хафтар Триполи. В военном отношении он имеет явное превосходство. Нынешнее правительство было установлено Западом, оно контролирует небольшую часть территории. После свержения полковника Муаммара Каддафи страна потеряла единство. Южная и восточная часть Ливии контролируется армией фельдмаршала Хафтара, которая насчитывает 100 тысяч человек.