В России ситуация с природными пожарами в последние годы не характеризуется какой-то особой аномальностью.
В том же Забайкальском крае ничего экстраординарного с точки зрения лесных пожаров не происходит. Хотя в 2015, 2016 и 2017 годах в этом регионе было три подряд засушливых лета. Тогда уровень Байкала существенно упал, и экологи забили тревогу. Но, к счастью, все обошлось. Если посмотреть статистику горимости лесов за последние пятьдесят лет, то можно заметить, что из года в год она меняется не так уж и сильно. Да, бывают годы всплеска пожаров, которому способствуют погодные условия, но в целом ситуация остается практически неизменной.
А происходит это по той причине, что мы никак не можем должным образом наладить систему борьбы с природными и лесными пожарами. И виной тому - человеческий фактор. Ну сколько можно говорить людям, что нельзя жечь сухую траву? Никто не слушает. Жгли, жгут и будут жечь. Таким образом наши земледельцы готовят свои пашни к предстоящему посевному сезону. Считается, что это удобряет почву и облегчает в дальнейшем ее вспашку. Но в сухую, ветреную погоду пал травы крайне опасен. Огонь может перекинуться на лес и близлежащие поселки. Что и произошло недавно в Забайкалье. Когда уже наше население поймет, что никаким палом травы нельзя пытаться увеличить урожайность, если это может привести к трагедии? Наверное, никогда. И как прекратить данную практику, пока непонятно. Закон запрещает выжигать сухую растительность на землях сельхозназначения. Однако мало кем он соблюдается. Поскольку привлечь кого-то к ответственности за его нарушение далеко не просто. Это надо за руку поймать нарушителя. В момент поджига. Вот люди и пользуются своей безнаказанностью.
В летний период опять же люди виноваты в возникновении лесных пожаров. Они бросают в лесу непотушенные окурки, разводят костры в неположенных местах. Пока у нас, к сожалению, нет действенных способов заставить население соблюдать правила и не нарушать законы.
Ну и кроме того, не так уж хороша у нас, как хотелось бы, система обнаружения пожаров, а также система реагирования на сигнал о пожаре. Десятки и сотни гектаров леса успевают выгореть, пока соответствующие службы приступят к тушению.
Если говорить о торфяных пожарах, то с ними дело медленно, но верно идет на поправку. В некоторых местах, в частности в Подмосковье, уже было осуществлено так называемое обводнение торфяников, которые образовались в результате проводимого в советское время осушения болот. Так что гореть они больше не будут. Надеюсь, что в дальнейшем это будет сделано повсеместно.