21.04.2019 08:00
    Поделиться

    Тимур Вайнштейн: Российским производителям сериалов нужно найти свой уникальный жанр

    Один из крупнейших мировых дистрибуторов телевизионного контента Keshet International приобрел международные эфирные и digital-права сразу на три сериала телеканала НТВ: остросюжетный детектив "Шуберт" и детективные триллеры "Ворона" и "По ту сторону смерти". Исторический сериал НТВ "А.Л.Ж.И.Р." вошел в библиотеку арабской онлайн-платформы TenTime. Dori Media Group выступит мировым дистрибутором сериала НТВ "Пес".
    Евгения Новоженина / РИА Новости

    Таковы новости последнего времени, из которых видно, что для НТВ международное продвижение своих проектов - важная часть работы. Не так давно генеральный продюсер телеканала Тимур Вайнштейн стал академиком Международной телевизионной академии (International Academy of Television Arts & Sciences), ежегодно присуждающей премию "Эмми" лучшим телевизионным проектам за пределами США. И это - тоже показатель признания на мировом рынке.

    Обозреватель "РГ" поговорила с Тимуром Вайнштейном о важности международного направления работы.

    Тимур, о ваших громких сделках последнего времени писала "РГ". Но это же еще не все?

    Тимур Вайнштейн: Не все! Вот уже три года, как мы активно занялись продвижением нашего продукта на международный рынок. Я вообще считаю, что телевидение - бизнес международный. Всю жизнь работал с зарубежными партнерами и должен сказать, что для нас сегодня это один из принципиальных вопросов. Другое дело, что все разворачивается постепенно, вместе с отношением к российскому продукту, которое меняется.

    Не то, чтобы нас очень ждут, но внимательно к нам присматриваются. Тем не менее, наша библиотека НТВ насчитывает 20 тысяч часов. Мы только на рынок MIPTV в Канны в апреле этого года привезли 11 тысяч часов сериального контента. Да, мы рассказали о продаже таких сериалов, как "Пес", "По ту сторону смерти", "Шуберт" и "Ворона", но уже в ближайшее время объявим о новых серьезных сделках.

    Почему продаете через дистрибуторов, а не напрямую?

    Тимур Вайнштейн: Мне часто задают этот вопрос. Ответ такой - на любом рынке существуют игроки, которых знают, и кому доверяют. Если эти игроки приходят и говорят "мы гарантируем, что это правильно и хорошо", то к ним прислушиваются. Важно понимать, что если эти люди что-то и берут на дистрибуцию, то не так много, в отличие от агентств, которые сгребают все подряд.

    То есть, вы работаете с профессионалами с репутацией?

    Тимур Вайнштейн: Причем с серьезной репутацией и именно с сериальной. К ним записываются на встречу в круглосуточном режиме, и их мнение достаточно важно. Понятно, что со временем интерес к российскому рынку будет развиваться. Случится прорыв, когда будет интерес.

    Почему получается так, что те сериалы, которые делаются для российского рынка, отличаются от тех, которые хотят видеть за рубежом? Речь сейчас не только про НТВ. Может быть нужно все сериалы разворачивать в сторону мирового рынка?

    Тимур Вайнштейн: Во-первых, я не считаю, что у нас в России что-то делается специально для зарубежного рынка. Такой продукции пока не знаю. Но всегда говорю: неправильный подход, когда считают, что российский проект, снятый, например, в жанре "скандинавского нуара", будет интересен для зарубежного рынка. Это не так. Когда мы приезжаем на зарубежные рынки и показываем им замечательный, по нашему мнению, проект, снятый в стиле сериала "Мост" или американских "фаргообразных" проектов, как я это называю, это не означает, что интерес к нам обеспечен. Это значит лишь то, что мы так или иначе копируем, как участники "Один в один", делаем стильно, но все же вторично.

    Но при этом соревноваться, играя на их поле, бесполезно. Мне кажется, что наш основной путь должен быть такой же, как в своё время у других, прорвавшихся на международную арену рынков, таких, как Турция, Латинская Америка, та же Скандинавия, Израиль и другие.

    Надо делать свое! Не копировать, пусть иногда и очень талантливо, стили и жанры популярные в мире, а снимать, например, русские исторические сериалы. Найти свой уникальный жанр: в Турции же нашли - исторические мелодрамы, и теперь они с успехом продаются по всему миру.

    Почему пока в России не нашли?

    Тимур Вайнштейн: Уже близки, на собственном опыте убедились, что Россия интересна своей историей. Есть, например, купленный Netflix наш сериал "Хождение по мукам". Проект, основанный на знаменитом в мире литературном источнике, где показаны революция, Ленин. Сразу понятно, как только включаешь, что это - Россия. И мы знаем, что такие проекты, как "Доктор Живаго", "Война и мир" часто снимаются зарубежными компаниями, которые в этом случае занимают нашу нишу. Но, как минимум, зрители понимают, что это связано с Россией. А когда они смотрят другие наши сериалы, то действие может происходить где угодно, и произведены они могут быть любой страной. Поэтому прорыв рынка возможен только в случае самоидентификации.

    Конек НТВ - детективы, но ведь не каждый возьмут на зарубежный рынок?

    Тимур Вайнштейн: Мы-то как раз очень четко понимаем, что делаем все для нашего зрителя. Никогда не создаем что-то отдельно только из расчета: нет, наш зритель не важен, главное, чтобы иностранный понял и для него купили. Нет, мы продаем то, что делаем для российской аудитории, причем, мне кажется, что более перспективно как раз продавать формат, а не готовый проект. Одна из причин - язык: все равно англоязычная аудитория хочет смотреть на своем языке. Самые громкие российские адаптации сейчас заявлены на нашем канале.

    Довольны ли вы тем, как получился российский сериал "Мост", снятый по скандинавскому формату? Почему он так долго не выходил?

    Тимур Вайнштейн: Сложный постпродакшн. В итоге мы очень довольны, потому что это очень качественная работа, прошедшая с хорошими цифрами. Да, конечно, всегда есть опасения адаптировать определенные проекты для нашего зрителя. Но мне кажется, что мы нашли интонацию, которую зритель принял. Кстати, еще и сами создатели оригинального "Моста" очень впечатлены продуктом, в частности - работой Ингеборги Дапкунайте, сыгравшей главную женскую роль.

    А другие сериалы, которые вы адаптируете, когда увидим?

    Тимур Вайнштейн: "Хорошая жена" (российская адаптация) скоро выйдет. Мы уже заканчиваем монтаж. Замечательно получилось. Вот показатель: пересматривал дома - жену не оторвать, она не может дождаться, когда будет последняя серия. Конечно, потрясающая Александра Урсуляк - наконец-то, у нее появилась звездная главная роль.

    Мы закончили снимать "Фальшивый флаг". Выйдет осенью. Кстати, сделали это раньше американцев, которые тоже уже начали работу над "Фальшивым флагом" - это ведь израильский формат. Снимаем русскую версию корейского сериала Hidden Identity ("Под прикрытием"), она также осенью появится в эфире. И вот прямо в ближайший понедельник выпускаем премьеру адаптации одного из самых популярных корейских сериалов Innocent Defendant ("Подсудимый").

    Скажу честно, встреч по поводу разных форматов, которые, как мы верим, будут интересны нашей аудитории, проводим много. Но это не значит, что все огульно скупаем.

    У оригинального российского формата "Ты супер!" по-прежнему хорошие продажи за рубежом?

    Тимур Вайнштейн: Те, кто хотят его адаптировать в нескольких странах, столкнулись с тем, что надо пройти очень серьезные законодательные нормы, которыми защищены дети-участники. Мы их проходили и сами знаем, как это сложно.

    Получается, что российские телевизионщики - молодцы в том плане, что смогли создать такой формат, и что он у нас уже в эфире?

    Тимур Вайнштейн: Надеюсь, что все-таки это произойдет в других странах тоже, потому что интерес очень большой - от Индии до Аргентины. И, к счастью, потенциальные покупатели видят, что мы уже третий сезон держим высокие цифры в прайме выходного дня. Для продажи за рубеж успех оригинального проекта очень важен!

    Вы изменили ваш другой успешный формат - шоу "Секрет на миллион". Ранее у вас были звезды кино и шоу-бизнеса, одни - более интересные, другие - менее. А тут в эфире программы появились такие люди, как Маргарита Симоньян, Ксения Собчак и другие. Рейтинги и так были высокие, а тут еще взлетели.

    Тимур Вайнштейн: И это продолжится. Первое время все эти люди относились к "Секрету на миллион" как к провокационной программе. Но сейчас они все понимают, что участие в ней - правильный способ показать себя совершенно с другой стороны. Маргарита Симоньян, например, для всей страны была железной леди, а тут вдруг все увидели ее домашнюю, в семье. Очень трогательные, добрые моменты. И конечно, эта программа обо всех известных людях, не только о звездах шоу-бизнеса.

    Сейчас у вас в эфире идет новый сериал "Ростов"...

    Тимур Вайнштейн: Мы счастливы, что, судя по очень высоким рейтингам, наш главный проект весны пришелся по душе зрителям, потому что сериал действительно получился. Артур Смольянинов в главной роли "обволакивает", на контрасте с ним работает Иван Охлобыстин. И главное, что у нас веселая интонация, которая проявляется во фразах, шутках, диалогах. Она добрая, несмотря на то, что в фильме есть и жестокость, и убийства. Зритель попадает в атмосферу очень понятного яркого города, поэтому о мрачности речь не идет.

    Сериал "А.Л.Ж.И.Р." пока не появился.

    Тимур Вайнштейн: Мы его сейчас активно продаем, прежде чем поставить в сетку. Вот его приобрели для арабской платформы. "А.Л.Ж.И.Р.", так же, как и "Хождение по мукам", стараемся продвигать именно как нашу историю. Это кино никто другой не сделает и не снимет.

    Еще один наш будущий сериальный хит, вызывающий уже большой интерес за рубежом, "Тень за спиной" с Иваном Оганесяном в главной роли. Снят на основе истории про ангарского маньяка. С точки зрения режиссерской работы и постпродакшн - выдающийся проект.

    Сегодня многие смотрят сериалы на интернет-платформах. Как у вас с этим дела обстоят?

    Тимур Вайнштейн: У нас есть YouTube-канал, который недавно показал фантастическую цифру в 5 млн подписчиков. Однако пока монетизация интернета не совсем понятна. Конечно, когда мы говорим иностранцам, что у нас в сети по 3-4 миллиона просмотров чуть ли не каждой серии каждого сериала, у них глаза округляются, мол, зачем вам еще что-то делать? На это приходится отвечать, что у нас, к сожалению, цена одного просмотра - копейки. Я до сих пор не слышал ни одного внятного объяснения, подкрепленного цифрами, выгодно ли снимать сегодня сериалы только для интернет-платформ.

    Netflix купил у НТВ сериал "Хождение по мукам". Есть предложения делать какие-то совместные проекты с ними?

    Тимур Вайнштейн: Как вы знаете, они сейчас начали плотно работать с Польшей, Чехией. До России пока не дошли, но собираются. Они спокойно двигаются на Восток.

    Почему на прошедших недавно двух международных фестивалях сериалов нет проектов Первого канала, "России", НТВ?

    Тимур Вайнштейн: Есть разные стратегии продвижения. Наша - создавать продукт, в первую очередь, конкурентоспособный на российском рынке и интересный нашему зрителю. Кстати, в Америке то же самое - зрители федеральных каналов не особо смотрят, условно говоря, "Фарго", а производители контента для платформ не создают продукт для телеканалов. Международная дистрибуция важна в контексте продажи контента, и фестивали в данном случае являются лишь дополнением, которое, к сожалению, не всегда напрямую влияет на сделки. Зато есть много примеров, для меня искренне загадочных, когда продюсеры вкладывают огромные ресурсы в фестивальное продвижение сериалов, не имеющих под собой никакого дистрибуционного потенциала. Я эти сериалы сейчас так и называю - фестивальные. Помните, было понятие "фестивальное кино", такое кино не для всех, которое смотрит и любит определенное количество людей?

    "Домашний арест" - фестивальный сериал?

    Тимур Вайнштейн: Нет, конечно. Это хороший и именно телевизионный проект. Таким он, кстати, и создавался изначально. Уверен, что в эфире ТНТ он бы собрал хорошие рейтинги. "Домашний арест" - сериал, в котором все сошлось. И провокация в каком-то смысле, и комедийный жанр, и актеры, и возможность переснимать много раз, если что-то не получилось. Но таких сериалов единицы. Важно понимать, что у нас культура платного потребления медиа-контента только формируется, и доля потенциальной аудитории у таких проектов пока максимум 10%.

    Справка "РГ"

    Генеральный продюсер телеканала НТВ Тимур Вайнштейн снял 350 телевизионных проектов, большая часть которых шла в прайм-тайм крупнейших российских телеканалов. Тимур Вайнштейн, как продюсер, является обладателем двух рекордов на российском телевидении: в первом случае его проекты шли одновременно в прайм-тайм на пяти российских телеканалах, а в другом, спродюсированные им проекты "Один в один" и "Пепел" стали самыми рейтинговыми в году, как среди телепрограмм, так и сериалов.

    На НТВ продюсер запустил ряд успешных проектов, таких как экранизация "Хождение по мукам", триллер "По ту сторону смерти", российская адаптация шведско-датского сериала Bron/Broen "Мост", военная драма с Владимиром Машковым "Медное солнце", сериалы "Невский", "Скорая помощь", "Динозавр", а также шоу "Секрет на миллион", "ДНК", международный проект для детей, оставшихся без попечения родителей, "Ты супер!" и многие другие.

    Поделиться