На Украине произошла смена политических циклов, хотя самые смелые и романтично настроенные комментаторы рассуждают о смене эпох. Владимир Зеленский, в их понимании, решительно разорвал порочный круг воспроизводства вороватой украинской элиты и должен продолжать совершать чудеса, где следующая остановка - выход объединенной, как им кажется, политической нации к сияющим экономическим высотам. Осталась самая малость - воплотить эти, по большей части приписываемые новому президенту ожидания и обещания в жизнь. И здесь избранного главу Украины и ее население ждет столкновение с грубой реальностью, выстроенной предшественниками Зеленского. Скажется и состояние всей мировой финансовой и политической системы, зависимость Украины от которой всегда была критичной.
Зеленский действительно занял особое место в украинской истории: с таким результатом, да еще во втором туре, не побеждал ни один из кандидатов в президенты Украины. Так же, как до него Леонид Кучма и Виктор Янукович, основные голоса Зеленский получил на русскоязычном юге и востоке страны, о чем свидетельствуют результаты подсчета голосов Центризбиркомом. Точно так же как и эти его предшественники, новый глава Украины в своей политике, скорее всего, будет заигрывать с регионами, где его не поддержали, а не следовать чаяниям базового электората. Об этой стратегии Зеленский сообщил на пресс-конференции после оглашения экзитполов: первый рабочий визит он намерен совершить во Львов - единственный регион, где победил Порошенко, и тут же обещал защищать украинский язык - по умолчанию от русского. Зеленский всем сердцем поддерживает закон о тотальной украинизации, принять который Верховная рада должна уже в четверг и который обязался подписать уходящий в политическую тень Петр Порошенко.
Авансы, раздаваемые сегодня Зеленским в политической сфере, роднят его с предшественниками, опиравшимися на русскоязычный электорат, но в действительности его использовавшими и перенимавшими повестку тех, кто их никогда не полюбит - украинских националистов всех мастей. Вспомним, что именно при президентстве Януковиче, и при поддержке его администрации, набрала вес националистическая партия "Свобода", ставшая позже локомотивом и организационной структурой госпереворота. Впрочем, делать далеко идущие выводы из сделанных Зеленским в эйфорическом подъеме заявлений пока преждевременно: он еще не вступил в должность, и после этого наверняка не раз их скорректирует, не будь он украинским политиком. Неизменными остаются только экономические проблемы страны. И в этих вопросах предшественники, в частности Леонид Кучма, новому национальному лидеру Украины искренне сочувствуют.
"Меньше обещать и больше делать, потому что мы с вами видели сегодня: то, что обещали когда-то во время избирательной кампании и с чем через пять лет пришли, какой результат получили", - прокомментировал победу Зеленского самый, пожалуй, удачный президент Украины. Кучма также пожелал Зеленскому "быть честным и порядочным перед народом", и решать дела "не так, как они решались до сегодняшнего дня". Леонид Данилович даже пожалел Владимира Зеленского: "Вы хорошо понимаете - война, которой не видно конца, разделенная Украина, экономика на грани дефолта... Не буду перечислять все еще существующие проблемы".
Пожалеть Зеленского сегодня хочется многим: к политической усталости от кровавой и коррупционной пятилетки Порошенко, против которой, в первую очередь, а не персонально за Зеленского, как говорят социологи, проголосовали украинцы, прибавилась экономическая усталость. Стремительная деиндустриализация экономики, потеря транзитного потенциала, колоссальные внешние долги почти в половину ВВП, массовая экономическая миграция и депопуляция - все эти проблемы, большая часть которых оставлена Зеленскому предшественником, требуют немедленного решения. Но о том, как конкретно он их будет решать, на Украине пока рассуждают только эксперты, а не избранный президент.
"Главный вызов Зеленского - это время, оно его сейчас переигрывает. Ему нужно идти против предшественников, а они будут сопротивляться. До момента формирования нового парламента и своего правительства - то есть в худшем случае до ноября, у него не будет собственной инициативы", - пояснил "РГ" эксперт киевского Фонда стратегической культуры Юрий Гаврилечко. По его словам, сегодня Зеленский будет вынужден руководствоваться принятым до него бюджетом, внести в который изменения не позволяют политические обстоятельства, а именно - отсутствие поддержки президента в парламенте.
Главной же экономической, а по большей части и политической проблемой, стоящей перед новым украинским лидером, Гаврилечко назвал в первую очередь состояние сферы ЖКХ и общее недофинансирование этой отрасли. "Общая задолженность потребителей перед государством сегодня около 3 миллиардов долларов, соответственно, существует сопоставимая задолженность государства и перед частными поставщиками услуг, и у всех вместе перед "Нафтогазом" и бюджетом. В сумме, приблизительно, это 5 миллиардов долларов взаимосвязанного внутреннего долга. Как разгребать этот ворох проблем без системных изменений сегодня не скажет никто. Пути решения этой проблемы, которые предложит Зеленский, интересуют всех", - поясняет Гаврилечко.
С другой стороны, то, что всеми экспертами называется главной угрозой благосостоянию украинцев - долги перед Международным валютным фондом, по словам эксперта, Зеленскому вполне по силам решить уже в рамках имеющихся полномочий. Напомним, в нынешнем и следующем году Украине предстоит выплатить фонду почти 17 миллиардов долларов - сумму, сопоставимую с текущим золотовалютным запасом Украины.
"Теоретически, поскольку позволяет конституция, он может президентским указом, который выше договоров, подписанных кабинетом министров, в той или иной формулировке денонсировать меморандумы правительства с МВФ, потребовав переговоров о реструктуризации", - поясняет эксперт. Причем к катастрофическим последствиям для экономики Украины - "куда еще катастрофичней" - это не приведет. По мысли эксперта, экономика Украины, вопреки сложившемуся шаблону - одна из самых не избалованных кредитами. Если, конечно, понимать кредит как целевую и обеспеченную ссуду, которую должник направляет на получение дохода. Кредиты МВФ, по мысли Гаврилечко, строго говоря, кредитом не являются и приносят доход только их операторам с двух сторон. Более того, объявление дефолта Украины по этим обязательствам никак не отразится на ее экономике - "мы не первый год в фактическом дефолте, и что?".
"Когда вы должны банку сто долларов - это ваши проблемы. Когда вы должны банку сто миллионов - это проблема банка. Именно с такой позицией Зеленский, или точнее - его премьер, могут выйти к МВФ. И фонду придется идти на его условия", - считает Юрий Гаврилечко. Проблема только в том, что имена и способности этих будущих переговорщиков до сих пор никому не известны.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"