Новости

22.04.2019 20:21
Рубрика: В мире

Веришь? Не верю!

Корреспонденты "РГ" выяснили, как выживают христианские святыни за рубежом
Пожар в Нотр-Даме, главном католическом соборе страны, высветил давнюю и серьезнейшую проблему Франции. Она в том, что отношение к религии, как таковой, и ее культовым строениям, оставляет здесь желать много лучшего.
Собор Парижской Богоматери серьезно пострадал еще в пламени Великой французской революции: апостолы веры в "свободу, равенство и братство" с воодушевлением громили витражи, интерьеры и каменное убранство храма. К примеру, был разрушен "пояс королей" — так на фасадах готических соборов называют ряд скульптур, изображающих "предков Христа". Однако революционеры были не в курсе тонкостей богословского символизма и не сомневались, что свергают монархов в камне. Нынешние статуи, пережившие пожар (на фото), были восстановлены позднее. Фото: Reuters Собор Парижской Богоматери серьезно пострадал еще в пламени Великой французской революции: апостолы веры в "свободу, равенство и братство" с воодушевлением громили витражи, интерьеры и каменное убранство храма. К примеру, был разрушен "пояс королей" — так на фасадах готических соборов называют ряд скульптур, изображающих "предков Христа". Однако революционеры были не в курсе тонкостей богословского символизма и не сомневались, что свергают монархов в камне. Нынешние статуи, пережившие пожар (на фото), были восстановлены позднее. Фото: Reuters
Собор Парижской Богоматери серьезно пострадал еще в пламени Великой французской революции: апостолы веры в "свободу, равенство и братство" с воодушевлением громили витражи, интерьеры и каменное убранство храма. К примеру, был разрушен "пояс королей" — так на фасадах готических соборов называют ряд скульптур, изображающих "предков Христа". Однако революционеры были не в курсе тонкостей богословского символизма и не сомневались, что свергают монархов в камне. Нынешние статуи, пережившие пожар (на фото), были восстановлены позднее. Фото: Reuters

Красота требует пожертвований

У антиклерикальных настроений в обществе есть вполне конкретная точка отсчета. Это Великая французская революция, которая, с одной стороны, привела к радикальному перевороту социальной и политической системы Франции, а с другой, нанесла зубодробительный удар по католической религии.

Революционеры расправлялись со служителями культа, разрушали церкви, разоряли монастыри. Кстати, тогда досталось и Нотр-Даму. Были уничтожены статуи королей на его фасаде, повреждены витражи и порталы. Да и неизвестно, чтобы в те бурные времена с ним произошло, если бы новая власть не решила превратить его в некий храм Разума, где намеревались внедрять в широкие народные массы культ, отрицающий какую-либо религию, и христианскую в первую очередь. Правда, позже этому экстремизму, как это бывает, положили предел, в частности, благодаря Бонапарту, который в декабре 1804 года под сводами Нотр-Дама короновался императором французов в присутствии папы римского Пия VII.

Когда стоит дилемма - отреставрировать церковь или отремонтировать дорогу, выбор чаще всего предрешен - он не в пользу храма

Но возврата к прежнему статусу в полной мере не было. Лишенная многих привилегий, в том числе богатых земельных угодий католическая церковь уже не имела прежнего веса в обществе, а в 1905 году вообще была отделена от государства.

Каково ее нынешнее состояние в стране, где одним из главных принципов провозглашена светскость, часто в достаточно жестокой форме, что, конечно, отражается на самой церкви и на храмах? В стране свыше 40 тысяч церквей и прочих культовых сооружений. Часть из них, самых знаменитых, как Нотр-Дам, соборы в Реймсе, Руане и ряде других являются государственной собственностью, а подавляющее большинство переданы органам местного самоуправления, которые в принципе обязаны содержать их в сносном виде. Но на это элементарно не хватает средств даже у не самого бедного в мире государства. Так министерством культуры на исторические памятники, а они не только архитектурные, ежегодно выделяется всего лишь три процента бюджета. Что касается церкви, то она в соответствии с законом от 1905 года вообще из казны не получает ни одного евро.

На собственные же средства, а это в основном пожертвования прихожан, особенно не разгуляешься, если учесть, что с каждым годом в стране их число сокращается. По последним данным лишь 4,5 процента французов, считающих себя католиками, посещают храмы. Да и самих служителей церкви становится все меньше. Дело дошло до того, что сегодня на одного приходского священника приходится 21 церковь.

Причем многие храмы приходят в упадок. Не так давно общественность взбудоражило известие о том, что в Аббевиле, это на северо-западе страны, мэрия приняла решение сравнять с землей неоготическую церковь Святого Жака постройки 1868 года, находившуюся в аварийном состоянии, ибо не было средств на ее ремонт. И таких примеров великое множество. Подсчитано, что в ближайшие 15-20 лет идентичная судьба может постичь еще 2800 церквей и часовен. Конечно, Конфедерация епископов Франции, головная организация католиков страны, находит порой сотни тысяч, а то и несколько миллионов евро, чтобы спасти ту или иную базилику. Что касается местных властей, то, когда перед ними стоит дилемма отреставрировать пустующую церковь или отремонтировать дорогу в городе, выбор чаще всего изначально предрешен - он не в пользу храма.

Как считают защитники памяти Франции, воплощенной в исторических памятниках, а это, естественно, церкви и другие, порой многовековые, культовые строения, необходимо коренным образом менять политику на государственном уровне.

Приходы на замке

Соединенные Штаты с момента основания считались глубоко религиозной страной, но в последние годы все больше специалистов обращают внимание на рост числа неверующих.

Социологи отмечают сокращение числа неверующих в мире и прогнозируют, что оно будет снижаться и далее: с 16 процентов населения планеты в 2015 году до 13 процентов к 2060 году. По исследованиям социологов, ряды неверующих пополняют представители самых разных демографических групп, включая старшее поколение, то есть тех американцев, которые выросли верующими, но потом по разным причинам отвернулись от церкви. Быстрее всего теряют прихожан христианские конфессии. По данным The Christian Post, ежедневно ряды верующих американцев редеют примерно на 3 тысячи человек. Соответственно, как показало недавнее исследование Exponential by LifeWay Research, снижается и число американцев, предпочитающих провести воскресное утро на деревянной скамье в церкви или храме.

Рост безверия сказывается и на финансовом состоянии церквей. Так, согласно докладу Giving USA Foundation, хотя общий объем пожертвований на благотворительность растет, религиозным учреждениям достается все меньшая часть этого "филантропического пирога". Если в начале 2000-х церкви получали около 60 процентов всех пожертвований, то сейчас эта цифра ближе к 30 процентам. Из-за снижения числа прихожан и финансового упадка в США, по разным данным, от 4000 до 6000 тысяч приходов ежегодно закрывают свои двери.

Вся надежда на туристов

Бразилия считается самой большой католической страной в мире. Однако в последние десятилетия на фоне непрекращающихся скандалов вокруг иерархов католической церкви и общих тенденций развития общества все больше бразильцев начинают причислять себя к непрактикующим католикам.

Другой особенностью религиозной жизни страны является лавинообразное усиление евангелистских церквей. За одно десятилетие численность протестантов в Бразилии вырастает более чем в полтора раза. Протестанты усиливают и свое влияние на политику страны. Пасторы евангелистских церквей избираются в Национальный конгресс. Протестанты стали одной из главных сил, повлиявших на избрание Жаира Болсонару президентом Бразилии.

Тенденция на снижение числа практикующих католиков сказывается в первую очередь на размерах приходов церквей, а соответственно и на объемах пожертвований. Практически все храмы, построенные в Бразилии в период с XVII по XIX века, принадлежат Римско-католической церкви. И если в богатых городах и туристических центрах страны Церковь при поддержке крупного бизнеса и местных органов власти старается поддерживать старые храмы в должном состоянии, то ситуация в бразильской глубинке обстоит не столь радужным образом.

Верующим в небольших городах не всегда хватает денег на крупные ремонтные работы по замене старых деревянных перекрытий или электропроводки. А именно возгорание проводки при проведении строительных работ с определенной периодичностью приводит к разрушительным пожарам.

Так в 2002 году огонь полностью уничтожил крышу и внутреннее убранство Церкви Пресвятой Богородицы города Пиренополис бразильского штата Гояс 1723 года постройки, а в 2017 году он не пожалел главную церковь города Гуариба штата Сан-Паулу, возведенную в 1900 году.

Когда наступает разочарование

В 2018 году около 60 тысяч австрийцев вышли из Римско-католической церкви. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос почти на 8,7 процента. Причем увеличение числа людей, не посещающих церковь, отмечено практически во всех епархиях.

Больше всех "отказников" набралось в епархии Гурк-Клагенфурт в Каринтии. Таких там насчитывается 16,8 процента. Но даже в венских епархиях и в Линце выход из церкви фиксируется двузначными цифрами: 14,1 процента и 10,4 процента соответственно. По оценкам специалистов, наблюдается общая тенденция сокращения количества воцерковленных австрийцев. К концу 2016 года людей, заявляющих о себе как о католиках, стало на 2,7 процента меньше, чем годом раньше.

Пик расцерковления в Австрии пришелся на 2010 год. Тогда эта цифра составила 86 000 человек. Уход из церкви связывают прежде всего со скандалами из-за педофилии в среде священников. С тех пор число разочаровавшихся в церковном общении медленно, но неуклонно снижается. У каждого свое решение по выходу из церкви, все они отличаются, свидетельствует управляющий пасторского бюро в Линце Габриэла Эдер-Гакл. Она стала первой женщиной на этом посту в церковной иерархии. "Речь идет о личных ограничениях, травмах, кризисных ситуациях, а также порой о неуместном или непрофессиональном поведении пастырей", - цитирует пастора портал Heute.

В некоторых епархиях из-за отсутствия паствы церкви приходят в упадок. Иерархи изыскивают средства для оплаты услуг и содержания служащих. Так, в районе Эбельсберг в Линце желающие могут пожертвовать церкви 30 евро и выкупить "один час" времени для проведения мероприятия. А в городе Кремс на Дунае миноритская церковь используется в качестве концертного зала. В Венской епархии католические церкви были проданы сербскому ортодоксальному сообществу и румынской баптистской общине. Процесс продажи церковной недвижимости остановить нельзя. Помещение можно переделать под кафе, но только не под увеселительное заведение, считает пастор Тони Фабер. Напомним, Римско-католическая церковь на сегодня является крупнейшим религиозным сообществом в Австрии. Около 5 миллионов человек, то есть около 58 процентов граждан, - католики.

Итальянец, значит католик

Текст: Нива Миракян (Рим)
За последние годы жители Апеннин заметно утратили интерес к религии, но при этом по-прежнему идентифицируют себя с католицизмом и поддерживают церковь финансово.
Щедрые вливания позволяют Ватикану не ходить с протянутой рукой, когда возникает необходимость восстановить ветхую церквушку. Фото: EPA

По данным Национального института статистики, число практикующих католиков в Италии снизилось до "угрожающей" отметки в 29 процентов. Воскресные мессы регулярно посещают 40 процентов престарелых итальянцев, 25 процентов жителей в возрасте от 45 до 60 лет и всего 15 процентов молодежи. Судя по цифрам, последние разочарованы больше всего: с 2006-го по 2015 год число молодых прихожан сократилось на 30 процентов. На их настроения повлияли как "Ватиликс-1" и "Ватиликс-2" - череда громких дел вокруг кражи конфиденциальной документации из папской канцелярии и личной переписки Папы Бенедикта XVI, так и скандалы, связанные с сексуальными домогательствами.

Ватикан утратил былое доверие, но на финансовом благополучии папского государства этот спад популярности не отразился. Святой Престол по-прежнему остается одним из самых богатых государств в мире (его в Италии полушутливо называют ООО "Ватикан"), прекрасно существующим благодаря налоговым преференциям (церковь освобождена от уплаты налога на недвижимость и земельного налога), а также за счет пожертвований миллионов католиков и паломникам со всего мира. Вдобавок ко всему, итальянцы, несмотря на разочарование в церкви как в религиозной структуре, продолжают оказывать ей серьезную материальную поддержку. В соответствии с законом налогоплательщики могут выбрать, кому отдать 0,8 процента от своего годового подоходного налога. Им предлагается поддержать религиозные организации либо отдать свои кровные на развитие государственных социальных программ. В 2018 году жители Апеннин пожертвовали на церковные нужды около миллиарда евро. По сравнению с 2015 годом эта цифра выросла на 2,5 миллиона.

От частных инвесторов, для которых помощь Церкви - отличный рекламный ход, отбоя не бывает

Щедрые финансовые вливания позволяют Ватикану не ходить с протянутой рукой, когда возникает необходимость восстановить ветхий храм или пришедшую в упадок церквушку. Кроме того, региональные власти почти всегда с большим рвением оказывают Святому Престолу посильную помощь. Да и от частных инвесторов (банков, крупных промышленных компаний и модных домов), для которых помощь Церкви это прежде всего отличный рекламный и имиджевый ход, отбоя, как правило, не бывает.

Пожалуй, лишь однажды, во время кризиса 2014-го, власти позволили итальянцам приобретать в частную собственность здания церквей, на ремонт и восстановление которых ни в ватиканской, ни в государственной казне на тот момент не оказалось достаточных средств. Единственным обязательным условием данной сделки являлась реставрация и восстановление первоначального внешнего облика архитектурной постройки.

Испанцы больше не боятся

Испания становится все менее религиозной. С каждым новым поколением растет доля атеистов среди населения пиренейского королевства. Согласно опросам Центра социологических исследований, на сегодняшний день 27 процентов испанцев не верят в Бога (в 1980 году таких было лишь 8,5 процента). При этом среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет этот показатель достигает 48,9 процента, что даже чуть больше, чем верующих (48,5 процента).
Когда Антонио Гауди строил в Барселоне свой знаменитый храм Святого Семейства, или Саграда-Фамилия, испанцы были куда более религиозны. Фото: Reuters

Ситуация радикально меняется, если рассматривать старшее поколение. Среди тех, кому более 65 лет, 88,6 процента верят в бога с детства, ведь религиозные обряды были обязательными даже во времена диктатуры Франсиско Франко. Молодежь же заменила метафизические формулы технологиями.

Сейчас дети беззаботны, они уверены, что родители решат все проблемы, и нет никакой нужды обращаться к религии

Как отмечает социолог и религиовед из мадридского университета Комплутенсе Энрике Хиль Кальво, "религия несовместима с научной рациональностью". "Новые поколения становятся все более и более образованными, и общий уровень научного рационализма возрастает, что ведет к уменьшению доли религии в жизни", - считает эксперт. Историк и антрополог Мария Лара со своей стороны добавляет, что "на протяжении всей истории страх и неуверенность были двумя факторами, которые в наибольшей степени способствовали тому, чтобы религия была на вершине шкалы человеческих ценностей". Но сейчас дети беззаботны, они уверены, что родители решат все проблемы, а "без чувства неопределенности нет никакой нужды обращаться к религии", отмечает она.

В связи с этим, хотя верующими себя считают 69,5 процента испанцев, практикующими среди них являются лишь 26,6 процента. Это повлияло и на количество браков, заключаемых в церкви. В прошлом году более 80 процентов союзов было заключено в ЗАГСах и лишь около 20 процентов - в церкви. В 1992 году ситуация была абсолютно зеркальной, паритет был достигнут в 2008 году.

С уменьшением числа верующих сокращается и количество прихожан, а значит, и пожертвований на поддержание храмов. Многие церкви являются памятниками архитектуры, признаны историческим наследием, потому государство, согласно Конституции, вносит свой вклад в заботу о них. Но, по признанию священников, выделяемая помощь - это капля в море.

Поскольку соборы являются собственностью церкви, их сохранность зависит от конкретных епархий. В 2016 году они в общей сложности выделили свыше 71 миллиона евро на 373 проекта строительства, поддержания и восстановления храмов.

В то же время многие соборы являются объектами туризма, и с желающих полюбоваться на архитектуру, иконы, картины или статуи (при многих церквях открыты музеи) берется определенная плата. Службы же проводятся в огороженной части храма, куда пускают только верующих, или в определенные часы, когда для всех, кроме прихожан, вход закрыт.

В мире Европа Франция А как у них? Пожар в соборе Парижской Богоматери
Добавьте RG.RU 
в избранные источники