Неделя перед Пасхой (28 апреля 2019 г.), светлым Праздником Воскресения Христова, называется Страстной (22 - 27 апреля 2019 г).
Для верующих - особенное время. Позади сорок дней Великого поста, установленного в память о сорокадневном посте Христа в пустыне. Впереди Праздник Праздников - Пасха, Светлое Воскресение Христово. Душа верующего постом, молитвой, покаянием уже предуготовлена к принятию Воскресшего Христа. Но как самому Воскресению Христа предшествовали Его крестные страдания, смерть и погребение, так же и празднику Воскресения Христова предшествует время, когда верующие вспоминают последние дни земной жизни Спасителя. Мы вспоминаем страдания Христа, и именно поэтому неделя перед Пасхой получила название "Страстная". Одно из значений слова "страсть" в церковнославянском языке - страдание.
Во время Страстной недели пост бывает особенно строгим, верующие стараются соблюдать его неукоснительно - чтобы прочувствовать смысл и подвиг Христа.
Подчеркивая особенность, важность каждого дня Страстной недели, к его названию добавляют слово "великий", причем пишут эпитет с заглавной буквы. Понедельник Страстной седмицы (т.е. недели) называется "Великим Понедельником". Вторник - "Великий Вторник", и так до самого главного дня в году - Пасхи, Воскресения Христова. Это время особенной духовной сосредоточенности. Верующие стараются отодвинуть все сиюминутные заботы и внутренне, духовно пройти вслед за Христом весь Его крестный путь от Иерусалима до Голгофы, Лобного места, прочувствовать всю глубину искупительной жертвы Христа - жертвы, на которую Он пошел из любви к человеку.
Иисус Христос - Сын Божий, придя в наш мир, приняв человеческую плоть, воплотившись в человека, был во всем, кроме греха, подобен человеку. По Своей Божественной природе Он мог бы избежать страданий. Страданий прямых, физических, связанных с арестом, распятием на Кресте, мучительной смертью. Страданий духовных - связанных с малодушием друзей, предательством Иуды, одиночеством в Гефсимании, неверностью толпы, требующей: "Распни Его!". По Своей Божественной природе, Спаситель мог бы избежать всех этих страданий. Но Он принимает их, принимает добровольно, принимает из великой любви к человеку, и этим Он принимает, берет на себя весь грех человечества. Принимает и умирает. Это и есть искупительная жертва Христа.
И Церковь в ходе богослужений Страстной недели не просто напоминает нам о последних днях земной жизни Христа, воспроизводит их, нет. Весь ход богослужения направлен на то, чтобы приобщить душу и сердце человека к великой тайне искупительной жертвы Христа, когда человеческий род бы искуплен от власти смерти и власти греха.
А начинается Страстная неделя Великим понедельником (22 апреля). Первые три дня Страстной недели посвящены воспоминаниям бесед Иисуса Христа с народом и учениками. В Великий понедельник во время богослужения вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня - как образ человека, погибающего и погибшего, потому что он так и не раскаялся в своих грехах. В Великий понедельник также происходит событие, которое совершается только раз в году. В этот день Патриарх читает молитвы на начало чина мироварения.
Миро - это особая смесь растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 веществ), которая используется во время Таинства Миропомазания (совершается после Крещения), а также при освящении новых престолов в храме. Миро варится в течение трех первых дней Страстной недели и сопровождается это чтением специальных молитв. Освящается сваренное миро Патриархом в Великий четверг.
Каждый крещенный помнит, что сразу после совершения над ним Таинства Крещения, священник совершал помазание ему миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней, произнося при этом "Печать дара Духа Святого. Аминь". При Таинстве Миропомазания человеку сообщаются Дары Святого Духа. Так вот, миро, которое потом будет использоваться при крещении новых членов Церкви и при освящении новых престолов в храмах, начинают варить именно в Великий понедельник, первый день Страстной недели. Сегодня, 22 апреля 2019 года, после литургии в Донском монастыре Патриарх Кирилл совершил молебен на начало чина мироварения.
Завтра, в Великий вторник, Церковь вспомнит, как Иисус пришел в Иерусалимский храм и учил людей - в храме и выйдя из него. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христа и считая, что Он расшатывает их устои, возжелали схватить Иисуса и убить Его. Но напасть на Христа открыто они еще не решаются, боясь народа, который слушает Иисуса как пророка.