Мероприятие прошло в рамках форума "Интеллектуальная собственность - XXI век".
Руководитель международного департамента ЕАКОП Эрик Вальдес-Мартинес подчеркнул, что европейский опыт правового урегулирования в сфере культурных индустрий должен быть использован в России:
"В Европе действует директива, которая регулирует все вопросы, связанные с объектами интеллектуальной собственности в культурных индустриях. Работа над этой директивой шла много лет. Она не пересматривает ранее принятые международные нормы, - в том числе, Бернскую конвенцию 1886 года, но дополняет их, вводя новые термины, появившиеся в результате развития новых технологий. Я думаю, что эта директива рано или поздно повлияет на российское законодательство. В целом в мире в ближайшие годы будет происходить усиление авторского права, будут приняты законы, которые будут сильнее защищать авторов. Проблема российского законодательства в том, что есть очень много диспозитивных норм: в частности, в России была принята норма о праве следования. Эта норма начинает работать только сейчас и очень тяжело идет, потому что правообладатель вынужден вступать в отношения с пользователями. В России автор - наименее защищенное лицо в масштабе использования прав и количества пользователей".
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов, выступивший модератором, поддержал позицию о необходимости изменения российского законодательства в области интеллектуальной собственности. Также он представил исследование российского рынка культурных индустрий:
"В апреле 2017 года эксперты по интеллектуальной собственности уже собирались в этом здании. Тогда мы пришли к выводу, что в нынешней ситуации необходимо изменение нормативной-правовой базы и регулирования в сфере интеллектуальной собственности. Помимо этого, нужен комплексный анализ ситуации в сфере культуры и культурных индустрий. Именно поэтому агентство InterMedia провело и опубликовало исследование "Культура и культурные индустрии в РФ 2016-2018", в котором мы привели суммы доходов от коммерческой деятельности правообладателей. Кроме того, мы предложили свою градацию культурных индустрий. На наш взгляд, сфера культуры должна быть очерчена, должны быть границы - где культура, а где, к сожалению, нет. Надо дать определение всем направлениям культуры и обозначить, что же такое культура в понимании государства".
Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский высоко оценил исследование агентства InterMedia, но отметил, что в нем не указан один важный источник доходов правообладателей:
"В 2019-2020 годах владельцы объектов интеллектуальной собственности в сфере культуры будут активно использовать такой способ монетизации, как судебные процессы. Они активно ищут нарушителей авторских прав и предъявляют им иски. Как мы знаем, если ты нанес ущерб правообладателю на сумму, превышающую 100 тысяч рублей, это уже уголовное дело. Правообладатели поняли, что суды могут стать хорошим способом заработка".
Кроме того, Иван Засурский заметил, что с появлением распределенного реестра интеллектуальной собственности IPChain многих судебных процессов можно избежать: "IPChain - уникальный реестр, который позволил создать замкнутый контур охраны прав на интеллектуальную собственность. Такое реализовано только в России. Реестр существует уже не первый год, но Ассоциация интернет-издателей лишь недавно подписала соглашение с Ассоциацией IPChain. С помощью реестра IPChain правообладатели сначала охраняют юридические права до тех пор, пока они не исчерпываются, а потом с нашей помощью начинают охранять моральные права".
В сессии также приняли участие старший партнер и основатель юридической компании "Катков и партнеры" Павел Катков, член правления Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский, заместитель директора Нормативно-правового департамента, начальник Отдела экспертизы Министерства культуры России Алексей Кубышкин, Секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный, режиссер Владимир Хотиненко и другие.
Также в этот же день Евгений Сафронов выступил модератором на сессии "Интеллектуальная собственность в сфере культуры" в Московской торгово-промышленной палате, где продолжил дискуссию о необходимости адекватного реформирования законодательства в сфере культуры.