Небольшой, но проворный робот ловко преодолел полосу препятствий и метким выстрелом опрокинул мишень.
Санкт-Петербург, спорткомплекс Военной академии связи им. Буденного. Я - болельщик на роботехнических соревнованиях.
Военная академия - уже это настраивает на серьезность ситуации. Здесь в игрушки не играют. Но если вы сейчас представили киборга с устрашающим лазерным взором и плазменным ружьем, то это не так. Робот крошечный, почти игрушечный, да и стреляет посредством резинки. Лазер есть, но он не боевой, а просто целеуказатель.
- Дело не в размерах робота! - с взрослой серьезностью объясняет журналисту подросток в военной форме. - И даже дело не в том, чем он вооружен. Вооружение можно поставить любое. Состязание роботов - это оценка их функциональности. Еще важнее заставить одних роботов производить детали для других. Ну и, конечно, совершенствовать их интеллект...
Когда подросток что-то объясняет взрослому, то в этом всегда есть что-то непривычное. Но здесь и сейчас это уместно. Я в особом месте: здесь собрали одаренных детей-математиков и физиков со всей страны. На территории питерской академии связи построили четырехэтажный комплекс из жилых и учебных блоков. На первом этаже столовая и зал для собраний, на втором и третьем - учебные классы, на четвертом - жилые помещения. 80 вундеркиндов живут в комфортных условиях.
- Мы не называем учащихся ни вундеркиндами, ни гениями, - вежливо, но строго одергивают педагоги. - "Школа гениев" - это название вы, журналисты, придумали. Правильно: Кадетский корпус (Школа IT-технологий).
Несколько лет назад на стол министра обороны легла докладная записка: предложение о создании школ для особо одаренных детей. Сергей Шойгу дал добро. Результат: три школы построили по единому архитектурному проекту менее чем за год.
В Воронеже при Военно-воздушной академии открылась Кадетская инженерная школа, в Санкт-Петербурге - Кадетская спортивная школа при Военном институте физической культуры. А первой была та, где подростки сейчас меня учат азам робототехники.
Получается, что питерская Школа IT-технологий - старейшая из трех. Хотя, конечно, забавно так называть учреждение, первый набор в котором произвели 1 сентября 2015 года. Впрочем, история пишется здесь и сейчас. Когда-нибудь нынешних ребят пригласят сюда на юбилеи, а молодежь будет уважительно шептаться: это же ветераны первых выпусков!..
Здесь обучают юношей в 10 и 11 классах по программам среднего общего образования, но обеспечивающих профильную физико-математическую подготовку. Программы допобразования направлены на развитие способностей в области физики, математики и информационных технологий.
17 учебных классов, оснащенных интерактивными мультимедийными комплексами. Больше всего кабинетов математики - четыре. Есть кабинет сетевых технологий, лаборатории программного обеспечения и робототехники, 3d центр. Производственно-технологическая зона: интерактивные фрезерные и токарные станки и 3d принтеры. Спроектировал деталь - изготовь ее своими руками.
Ребят кормят пять раз в день. Помимо завтрака, обеда и ужина на второй завтрак и полдник - булочки с соком и фрукты.
Главный критерий отбора, конечно, способности к техническим наукам. Но раз это проект минобороны, то преимущества у сирот; детей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, ветеранов воинской службы. Учатся также сыновья погибших военных.
Впрочем, никакие заслуги родителей не избавляют от сдачи экзаменов (математика, физика, информатика), спортнормативов и психологического тестирования. По блату математиками не становятся.
IT-школьники пользуются всей инфраструктурой академии: от учетных комплексов до спортивных залов. Я застал ребят на плацу, где они с нескрываемым интересом изучали экспонаты выставки: от стрелкового оружия до современных средств связи. Изюминка - беспилотник "Орлан-10".
Ну и в какой школе-интернате вы увидите реальный беспилотник, возьмете в руки автомат, а затем на 3D-принтере отольете деталь для робота собственной конструкции?
Легко ли подростку втянуться в военный ритм? Надо ведь примериться с тем, что живешь как солдат. Подъем, прием пищи по распорядку, передвижение строем...
- Они - мотивированные молодые люди, - говорит начальник Кадетского корпуса Юлия Остроумова. - Понимают, для чего сюда приехали. Ребята хотят получить как можно больше знаний и навыков, поэтому готовы к такому режиму.
- Вставать в 7 утра? У них всего 15 минут на первый завтрак...
- Да, дома некоторые из них могли не быть приучены к такому режиму, - соглашается Юлия Сергеевна. - Но уже за первую четверть привыкают. Есть период адаптации, у нас работает психолог. Они 24 часа в сутки в коллективе, это тоже помогает.
До того, как возглавить корпус-школу, Юлия Остроумова работала здесь же: была заведующей кафедрой физики академии. На мой вопрос, не пришлось ли курсантам академии потесниться, чтобы принять на своей территории такой необычный интернат, педагог лишь пожимает плечами. У академии были резервные площади, для ее школы ничего даже сносить не пришлось...
О деликатном. Особо циничные люди, обладатели среднестатистического коэффициента интеллекта, обожают приклеивать к носителям высоких IQ обидные ярлыки. Самый безобидный - "ботаники". В том смысле: ты ему подзатыльник, а он тебе в ответ таблицу Брадиса.
Как с этим дела в школе? Оказывается, кроме математики и физики, здесь достаточно времени отведено на спорт. Есть секции борьбы, легкой атлетики, спортивного ориентирования. IT-старшеклассников учат стрелять и вести рукопашный бой. Парни регулярно участвуют и получают призы на Спартакиадах минобороны.
Педагоги по физподготовке предложили ребятам самостоятельно выбрать и заказать портреты людей, на которых им хочется равняться. Спрашиваю: и кого выбрали в кумиры? Вместо ответа меня повели в спортзал. Над тренажерами, штангами и гантелями вижу портреты Николая Валуева, Елены Исинбаевой, Алексея Немова, Сергея Устюгова, Владислава Третьяка, Александра Карелина.
- Вы настраиваете выпускников этой школы на военную карьеру? - с солдатской прямотой спрашиваю начальника Военной академии связи генерал-лейтенанта Сергея Костарева.
- Люди сами выбирают свою судьбу. И ни в коем случае их в военные вузы не загоняют силком. У них сформирована внутренняя мотивация: каждый кадет, который выпускается из нашей школы, для себя дорогу видит. Если и не поступают в военные вузы, то только по одной причине: по состоянию здоровья. Но их сразу же, образно говоря, "разбирают" лучшие гражданские: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Московский политехнический университет, Государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича.
- Сергей Валерьевич, я смотрел статистику поступлений. У вас два выпуска: в 2017 году 71% поступили в военные вузы, в прошлом - 73%. Небольшой, но рост. Причем большинство поступают в вашу академию.
- Да, большинство идут в Военную академию связи. Этому есть простое объяснение: они два года тесно общаются с курсантами. Их учат создавать программы, проектировать игрушечных роботов. А здесь, в академии, они наблюдают подобные разработки, но воплощенные уже в реальных аппаратах и комплексах. Посмотрите на их лица, когда они стоят у реального боевого робота-беспилотника! И хотя большинство идут к нам, но несколько человек с каждого выпуска выбирают иные специальности. А именно: подают документы в Военно-космическую и Военно-морскую академии. Или даже выбирают карьеру десантников и летчиков.
... Если честно, то немного непривычно. Налицо слом стереотипов: представьте здоровяка-десантника из среды особо одаренных детей в области математики, физики и IT-технологий?
Впрочем, а почему бы и нет? Они - это армия будущего.