Как в Крыму решили судьбу устаревших объектов альтернативной энергетики

В Крыму никак не могут решить, что делать с ветряными электростанциями (ВЭС), работающими уже почти 20 лет. Управляющее ими предприятие тратит на обслуживание вышек больше, чем зарабатывает.
iStock

Чемодан без ручки

Морально устаревшие ветряные станции стали для правительства республики "чемоданом без ручки". Созданные на рубеже веков эти разбросанные по побережью Крыма ветряки когда-то были символом инноваций и смелым шагом в будущее.

В 2014 году ветровые парки объединили в ГУП РК "Крымские генерирующие системы". Предприятие и сегодня остается старейшим и самым крупным в России производителем электроэнергии с помощью ветра. Шесть парков суммарно генерируют свыше 60 мегаватт электроэнергии. Правда, быть лидером этого сегмента ему осталось недолго. Уже в этом году с вводом в строй второго ульяновского ветропарка там будут производить 70 мегаватт. А еще через три года крымское предприятие откатится на 14-е место в России, если вообще будет работать к тому времени. Все дело в том, что его маломощные генераторы безнадежно устарели. Сегодня в арсенале "Крымских генерирующих систем" две установки мощностью два мегаватта, 13 установок мощностью по 600 киловатт и 469 установок по 100 киловатт. На ремонт и обслуживание "соток" средств тратится больше, чем зарабатывает госпредприятие.

- Фактические расходы ГУП "Крымские генерирующие системы" в 2017 году составляли 163 миллиона рублей, - сообщила начальник управления Государственного комитета по ценам и тарифам Крыма Елена Ковтун. - На 2019 год предприятием было заявлено 203 миллиона рублей. Эксперты комитета сочли обоснованными расходы в объеме 178 миллионов рублей.

Разрыв 25 миллионов рублей покрыть нечем.

- Даже если предприятие получит квалификацию на все свои станции, это все равно его не спасает, потому что расходы на ремонт основных средств значительно превышают лимит, который мы можем установить для "Крымских генерирующих систем" на производство одного киловатт-часа, - говорит Елена Ковтун. - В наших полномочиях установить предприятию тариф не больше двух рублей за киловатт электроэнергии, что ему не подходит.

Пока Крым испытывал дефицит электроэнергии, с существованием убыточных предприятий в отрасли мирились. Но теперь с вводом в строй Балаклавской и Таврической ТЭС содержать нерентабельные ВЭС стало непозволительной роскошью.

Слияние или рост тарифа?

Тем не менее в профильном министерстве подготовили несколько сценариев вывода из кризиса "Крымских генерирующих систем". Одним из вариантов спасения могло бы стать его объединение с ГУП РК "Крымэнерго". Учитывая, что у последнего есть достаточно финансовых ресурсов, оно могло бы модернизировать ветровую генерацию. Но этот план отвергнут юристами.

- К сожалению, слияние этих двух предприятий противоречит требованиям закона об электроэнергетике, согласно которому в одной структуре запрещается совмещать функции производства, передачи и продажи электроэнергии, - пояснил заместитель министра топлива и энергетики Крыма Дмитрий Надточеев.

Не спасет предприятие и полный отказ от 100-киловатных генераторов, поскольку в этом случае выработка электроэнергии на оставшихся мощностях будет крайне мала. Наиболее оптимистичный сценарий предусматривает временное установление повышенного тарифа для крымских ВЭС в размере 3,56 рубля за киловатт-час электроэнергии.

- Если у нас будет тариф 3,56 рубля за киловатт, то в течение года мы сможем восстановить практически все ветряки, - заверяет исполняющий обязанности генерального директора ГУП РК "Крымские генерирующие системы" Сергей Гусев. - Через 12 месяцев мы готовы отчитаться перед советом рынка, стать квалифицированным объектом генерации и снизить цену до оптовой цены энергорынка. В этом случае мы поднимем чистую выработку электроэнергии на 25 процентов.

Однако введение повышенного тарифа для одного участника рынка выходит за рамки компетенции профильного министерства правительства Крыма. Это противоречит закону, и пока ситуация патовая.

- К сожалению, вариант с установлением повышенного тарифа забракован, потому что мы возлагаем бремя содержания "Крымских генерирующих систем" на плечи "Крымэнерго" и дискриминируем остальных участников рынка, - говорит Дмитрий Надточеев. - У нас ведь есть еще СЭС и частная ветровая компания. Они более эффективны, потому что там установлены мощные, современные машины.

Выход есть

И все же на старейшем предприятии ветровой энергетики надеются, что компромисс будет найден. Ведь даже старые "сотки" можно не просто порезать на металлолом, как в случае ликвидации, а выгодно продать туда, где они еще могут пригодиться.

- Если мы выйдем на безубыточный уровень, то сможем заинтересовать инвесторов. Они могут включить наше предприятие в инвестпрограмму и за свои деньги проводить модернизацию, - рассказал Сергей Гусев. - На это нужно примерно два года. Инвесторы интересуются нашим предприятием и ждут, придем ли мы к консенсусу с правительством Крыма.

Будущим летом в парламент Крыма намерены внести законопроект о поддержке на уровне республики возобновляемой энергетики. Ожидается, что в нем будут прописаны льготы не только для вновь создаваемых предприятий отрасли, но и для уже действующих. Это может быть спасением для ГУП РК "Крымские генерирующие системы"..

Мнения

Петр Запорожец, председатель комитета по промышленной политике и ТЭК Государственного совета Крыма:

- Депутатам нужно поддержать план спасения предприятия. Это современное, экологически чистое производство, это путь, по которому идет весь мир, и мы не должны от него отказываться. Тем более что через несколько лет потребление электроэнергии в Крыму может значительно вырасти.

Валерий Аксенов, депутат Государственного совета Крыма:

- К сожалению, профильное министерство давно не обращало внимания на это предприятие, лишь поднимая вопрос о его закрытии. Но кто в этом случае будет демонтировать ветряки? Во сколько это обойдется бюджету и куда трудоустроить занятых там людей? По моему мнению, однозначно ставить вопрос о закрытии "Крымских генерирующих систем" нельзя, надо искать пути, как вывести это предприятие из кризиса.

Геннадий Балла, директор ветропарка "Керченский":

- Мы бы тоже хотели получить льготный тариф, потому что нам нужно выплачивать банковский кредит, но о нас почему-то не вспоминают. С другой стороны, нужно поддержать государственные ВЭС. Что же касается регионального закона о возобновляемой энергетике, я сомневаюсь, что он будет принят. Откуда Крым возьмет деньги на льготы для этого сегмента генерации? В масштабах Южного федерального округа, может быть. Но один регион самостоятельно это не потянет.

Между тем

На юге России реализуют сразу несколько амбициозных инвестиционных проектов в сфере зеленой энергетики. В Адыгее уже в сентябре текущего года планируют запустить крупный ветропарк. Расчетная выработка ВЭС здесь составит около 355 миллионов киловатт-часов в год. Планируется, что реализация проекта позволит сократить энергодефицитность республики на 20 процентов. В Астраханской области ставку сделали на энергию солнца. В первом полугодии прошлого года там ввели в эксплуатацию сразу три солнечные электростанции в Приволжском и Наримановском районе установленной мощностью по 15 мегаватт. И сейчас продолжается строительство еще нескольких СЭС в Приволжском, Ахтубинском и Енотаевском районе суммарной мощностью 135 мегаватт. Тем временем на прошедшем в конце марта Х международном форуме "Экология" заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Петр Бобылев заметил, что в 2018 году прирост выработки электрической энергии по таким электростанциям по сравнению с 2017 годом составил 42 процента. Однако в общей структуре производства электроэнергии сектор ВИЭ составляет менее одного процента, так что потенциал у этой отрасли огромен.