- Вчера покупала апельсины - низкая цена так и бросилась в глаза. Крупные цифры буквально на сетчатке отпечатались, знаешь, как в мультфильме показывают - в каждом зрачке по цифре. Но только на кассе поняла: это стоимость по карте, а без скидки цена кусачая… Причем реальную так мелко написали, что и не разглядишь. В общем, "хитрые" апельсины я не взяла, - призналась недавно коллега.
Уловки ретейлеров становятся все грубее, констатируют покупатели. И сетуют, что на закинутую торговцами удочку невозможно не попасться, а в результате либо уйдешь из магазина без денег, либо потратишь время, которое, как известно, дорогого стоит.
Вот овощной ряд в одном из супермаркетов: на прилавке несколько видов томатов. На ценниках заметные цифры. Но на одних указана цена за килограмм развесных помидоров, а на других - за готовую 600-граммовую упаковку. Взгляд фиксирует меньшую цифру, и рука автоматически тянется к 600-граммовой подложке с овощами. Полную стоимость "дешевых" томатов покупатель вычислит, скорее всего, дома…
Классика жанра - ценники с низкой стоимостью рядом с дорогим товаром или прямо над ним (якобы невнимательность или ошибка продавца). Или "неопознаваемые" сорта овощей и фруктов по соседству - установить "ху из ху" практически невозможно. Частый прием - "неродная" тара развесных продуктов: сплошь и рядом яблоки или помидоры высыпают либо в стандартные пластиковые коробки либо в ящики из-под другого товара. Поди догадайся, какой именно сорт перед тобой… Набираешь в пакет яблоки по 80 рублей за килограмм, а на кассе выясняется: их цена - 140. Зачастую понимаешь, что тебя облапошили, только выйдя из магазина и изучив чек.
Еще одна распространенная хитрость - прятать среди товаров со скидкой несколько "нескидочных". Например, на прилавок могут положить пять-семь видов шоколада одной и той же марки с одинаковой ценой по акции. Но среди них всегда присутствует два-три вида по полной стоимости (обычно самые популярные). Задача - усыпить бдительность покупателя и заставить его выбрать любимую плитку без скидки.
Или такая продуманная схема - низкая цена при покупке оптом. Она буквально гипнотизирует покупателя. Расчет торговцев верный: еще бы, 49 рублей за баночку мясного детского питания, тогда как в других магазинах стоимость доходит до 80. Часто берут сразу две-три, и хорошо, если кассир предупредит, что скидка действует при покупке от четырех штук. Да, на ценнике написано, но в самом низу и таким мелким шрифтом, не всякий прочитает. В итоге кто-то побежит к прилавку добирать баночки, а кто-то махнет рукой и на кассе пробьют две банки без скидки.
Некоторые подумают: какая мелочь! Однако, согласно мониторингу "Объединения потребителей России", из-за уловок продавцов рядовой покупатель теряет около 15 процентов семейного бюджета, выделенных на продукты. Ощутимый удар по кошельку.
- Конечно, нас уверяют, что произошла ошибка, но мы-то понимаем: ухищрения ретейлеров стали системой. Ее можно сломать, если потребитель не будет пускать все на самотек - просто уходить, махнув рукой. Надо действовать сообща, - призывает директор Муниципального бюджетного учреждения "Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей" (МБУ "Центр правозащиты") Янина Голубева.
По ее словам, если покупатели продолжат "сдаваться" на кассе, обман будет процветать. Между тем несоответствие ценника и чека, а также низкое качество продуктов (последний жутковатый пример - куриная колбаса с сырым куриным сердцем внутри) - в числе главных причин, по которым люди идут в Центр правозащиты. Кстати, эксперты заметили, что крупные торговые сети неохотно реагируют на жалобы в досудебном порядке. Значит, надо их воспитывать.
Число обращений в центр защиты потребителей растет. В 2018 году их было 5168 - на 300 больше, чем годом ранее. Причем более половины касается продажи товаров. (В остальных претензии к поставщикам медицинских, туристических и других услуг.) И это не только продовольствие, 41 процент потребителей недовольны, как работают сотовые телефоны, компьютеры и другая техника. Многих не устраивает качество мебели, а также сроки ее изготовления. В прошлом году таких заявлений было триста, а с начала 2019-го набежало уже целых 140.
Эту же тенденцию отмечают специалисты Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. За три месяца 2019 года в ведомство поступило 3184 обращения, на шесть процентов больше, чем за тот же период годом ранее.
- Большинство претензий связано с торговлей - почти 40 процентов. Рост по сравнению с первым кварталом прошлого года - на 18,6 процента. На ЖКХ уральцы жалуются почти в два раза реже, - сообщила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Анна Ожиганова.
По словам начальника отдела по защите прав потребителей ведомства Татьяны Шулешовой, в числе "лидеров" - дистанционная торговля. Например, заказывают через интернет одну модель телефона, а приходит совсем другая. А в продовольственной сфере самые распространенные - жалобы на просроченные мясные и молочные продукты, недостоверную цену.
- С 2019 года Роспотребнадзору дали дополнительные полномочия. По просьбе потребителя мы можем организовать контрольную закупку. Правда, для этого потребитель должен сначала обратиться с претензией в магазин. Если проблему не решат, наши сотрудники проведут собственное расследование, - пообещала Татьяна Шулешова.
1. Если кассир отказывается пересчитать цену продукта с учетом скидки (часто они говорят, например: "Сделать ничего не могу, у меня в программе другая цена"), стоит вернуться к витрине, сфотографировать ценник и показать фото на кассе. Опять отказ? Приглашайте руководителя или администратора. Обычно на этой стадии конфликт удается разрешить.
2. Если все же вы не добились справедливости, требуйте книгу жалоб и предложений и фиксируйте факт обсчета на ее страницах. Обязательно укажите свой телефон или электронную почту, иначе ответ не получите.
3. Отнесите чек и жалобу в Роспотребнадзор. Ведомство обладает всеми полномочиями, чтобы не только урегулировать конфликт, но и наказать торговую организацию.
Муниципальное бюджетное учреждение "Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей" (МБУ "Центр правозащиты"): 620014, Екатеринбург, ул. Малышева, 31а, офис 211.
Электронная почта: potrebitel_ekb@mail.ru.
Круглосуточный автоинформатор: (343) 371-13-16.
Дни бесплатного приема: понедельник с 9.00 до 17.00, вторник с 10.00 до 17.00, четверг с 09.00 до 17.00. Перерыв - с 13.00 до 14.00.
Краткую консультацию специалисты дают по телефону, но вас попросят представиться и сообщить информацию о месте жительства.
На прием могут прийти:
• потребители, проживающие в Екатеринбурге;
• иногородние, работающие в Екатеринбурге (при наличии любого подтверждающего документа);
• иногородние потребители, заключившие договоры на оказание какой-либо услуги на территории Екатеринбурга.