23.04.2019 19:22
    Поделиться

    Почему в Зауралье переселение из ветхих домов сопровождают скандалы

    Редкое переселение из ветхого и аварийного жилья в Курганской области обходится без конфликтов. Парадокс: власти хотят сделать людям добро - дать новые квартиры, а те обвиняют их в бессердечии, да еще в суд подают. Почему так происходит, разбиралась корреспондент "РГ".
    Валентина Пичурина/РГ

    Бюрократия непобедима

    73-летняя Зоя Ивановна Машковцева плачет. Как же ей не хочется покидать насиженное гнездо в милой сердцу Вороновке на окраине Кургана. Она провела здесь полжизни, вложила уйму денег, чтобы сделать свое жилище уютным. Теперь ей говорят: выселяйтесь! Ваш дом - под снос! А ведь было время, когда Зоя Ивановна сама умоляла власти дать ей нормальную квартиру, даже прокурору жаловалась. Прокурор подал на администрацию в суд, и мэрию обязали предоставить семье Машковцевых из четырех человек новое жилье. Но чиновники просили Зою Ивановну потерпеть - переселять ее некуда. Вот она и терпела.

    По документам Машковцева получила квартиру в 1983 году. В 2009-м дом признали не пригодным для проживания, а в 2012-м у Зои Ивановны сделали ремонт за 226 тысяч рублей. Поскольку пенсионерка живет по договору социального найма, денежки взяли из городской казны. Правда, семья и сама вложила не меньше, когда поняла: решение суда о предоставлении квартиры никто выполнять не торопится. После того как здание практически капитально отремонтировали, его решили… снести и внесли в программу переселения.

    - Если бы сразу сказали: будем сносить, разве б я стала столько в него вкладывать? - сетует ветеран.

    В 2016 году в одноэтажке случился пожар, половина почти полностью выгорела. Квартира Зои Ивановны устояла. Всем погорельцам дали благоустроенное жилье, а Машковцевым опять предложили подождать: дескать, у вас есть где жить. Вот тогда Зоя Ивановна и написала заявление, что не хочет больше никакой квартиры и будет находиться здесь до скончания века. Семья готова своими силами убрать обгоревшую половину и утеплить боковую стену, оставьте только ее в покое. Чиновники пытаются выселить Машковцевых через суд. Действие программы, куда внесли дом, закончилось в 2017 году. Власти уже отчитались о ее выполнении. Да и решение городского суда 2013 года по иску прокурора о предоставлении пенсионерке жилья никто не отменял. Для Машковцевых нашли двухкомнатную квартиру на другом конце города. В суде чиновники заявили: в обгоревшем доме жить опасно. Зоя Ивановна только качает головой: где они раньше были со своей заботой? А теперь ей по состоянию здоровья лучше жить поближе к земле, да и пенсии не хватит оплачивать дорогие квадраты, больше половины уходит на лекарства.

    Независимая экспертиза, проведенная по инициативе Зои Ивановны, признала: в доме жить можно. На основании этого заключения пенсионерка просит суд исключить здание из программы переселения. Но натыкается на непробиваемую бюрократическую стену: ни программой, ни законодательством не предусмотрена такая процедура. Судебные тяжбы длятся два года. Машковцевы пока проигрывают, но все еще надеются…

    - Властям не хватает гибкости в решении жилищных вопросов, - считает исполнительный директор регионального центра "Общественный контроль ЖКХ" Иван Камшилов. - Наш центр завален жалобами людей, которые ждут, когда чиновники исполнят решения судов и переселят их из трущоб, а тут человек сам просит: отдайте мою квартиру нуждающимся. Впрочем, это далеко не единственный случай, когда дом сначала отремонтируют, а потом сносят. Такая вот экономия бюджетных средств.

    Пролетели мимо

    Трущоб в Кургане хватает. Одна из них - трехэтажка 1961 года на улице Гагарина, 11. Она стоит прямо на гостевом маршруте из аэропорта в центр города. С 2009 года жильцы обивают пороги администрации, требуя их расселить, поскольку в доме действительно опасно находиться: с потолка сыпется штукатурка, пол под ногами разъезжается, стены ходят ходуном, балконы падают. Сколько здесь комиссий перебывало! 6 июля 2017 года администрация Кургана признала дом аварийным и определила под снос. Департамент ЖКХ должен был назвать сроки переселения. Но, когда жильцы попытались узнать конкретную дату, в мэрии заявили: сначала снесите свою хибару, как предписывает Жилищный кодекс (пункт 10 статьи 32). И время указали - до 1 августа 2019 года. В противном случае земельный участок, на котором стоит дом, и жилые помещения заберут для муниципальных нужд. Вписать дом в адресную программу переселения не получится: действие старой уже закончилось, а новую еще не приняли. Но в нее все равно войдут дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Халупа на Гагарина опять "пролетает".

    Поделиться