Обращение в прокуратуру было вызвано появлением сайта-дублера, которым пользуются для обмана граждан из разных стран мира, искренне желающих помочь французам в общей беде. Поскольку уже сегодня официально озвученная сумма пожертвований перевалила за миллиард евро, понятно, что у мошенников разыгрались воображение и аппетиты.
И это, без сомнения, даст еще один повод отечественным мизантропам выступить с резкой критикой в адрес тех, кто считает пожар в Париже нашей общей "Нотр-драмой". Мол, мало того, что французы сожгли Москву в 1812 году, они еще ухитрятся своровать наши кровные денежки, которых нам самим не хватает на восстановление собственных святынь. Судя по реакции в социальных сетях на предложение коллег из Министерства культуры РФ о сборе пожертвований на восстановление парижского собора, таких мизантропов - самого разного социального статуса - в нашей стране немало. Предложение сотрудников минкультуры было высказано спонтанно, и понапрасну было раскритиковано. Здесь уместно вспомнить Талейрана: "Не доверяйте первому побуждению - оно почти всегда благородно". Их критиковали за то, что они доверились первому побуждению. Искреннее и благородное желание помочь было естественно, но даже сочувственная телеграмма В.В. Путина Э. Макрону, в которой президент Российской Федерации выразил готовность направить во Францию самых опытных реставраторов архитектурных памятников, не остановила пламенных публицистов, уверенных, что незачем помогать "супостатам", когда самим не хватает на первейшие нужды. И это при том, что уже поздним вечером, когда только узнали о пожаре, и ранним утром следующего дня к дипломатическим представительствам Франции в Москве и других городах России приходили люди с цветами и зажженными свечами, чтобы выразить свое сочувствие парижанам и всем жителям Франции. И в этом они были солидарны со всеми альтруистами мира, готовыми отдать последнее, если с соседом случилась беда.
Разумеется, сохранение национальных святынь - первейшая забота любого народа, который не хочет становится толпой. В этом смысле нам, действительно, есть чем заняться, - не только ХХ век был безжалостен к нашему наследию. В войнах всех веков на Руси гибли кремли, храмы, терема, городские постройки. Сносили, как казалось, обветшавшее, чтобы построить новое, но и это новое становилось непригодным для жилья. Горели деревянные здания, разрушались каменные. Войны и революционные преобразования последнего столетия нанесли непоправимый урон той архитектурной летописи страны, которая из-за исчезновения множества великих страниц навсегда будет неполной из-за насильственных изъятий. За минувшие десятилетия было сделано немало для реставрации и воссоздания религиозных и светских памятников нашего Отечества. Но все равно не составит труда развернуть перед читателем список российских святынь, остро нуждающихся в сохранении и возрождении, - и драматическая картина эта должна растопить сердца даже закоренелых скупцов. На недавнем заседании Организационного комитета, созданного для того, чтобы отметить 150-летие Государственного исторического музея, среди прочих нужд речь шла о реставрации памятника Минину и Пожарскому, который находится в музейном ведении. Не без дискуссии, но все же, было принято разумное решение собрать для этого народные деньги, - уверен, что найдется немало желающих помочь в этом важном общем деле. И в России, и за ее пределами. И их не остановят скептические замечания по поводу того, что государство собирает налоги и должно находить деньги на подобные нужды. И тем более суждения о том, что кто-то наживется на этих народных деньгах. Не надо слушать людей, которые ищут в других собственные пороки.
Какой бы сложной ни была экономическая ситуация последних лет, в России множится число граждан, готовых жертвовать на благотворительные цели, - будь то помощь больным детям или восстановление памятников культуры. Не только в нашей стране. Россия и россияне помогают восстановлению культурного наследия в Сирии, Камбодже, Италии... Слова Достоевского из его "Речи о Пушкине" вовсе не пустой звук, не плод воспаленного сознания русского гения, а глубоко продуманная и выстраданная мысль, которую не должен забывать ни один русский человек: "Стать настоящим русским, может быть, и значит стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. (...) Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей". Это послание современникам и потомкам не то чтобы стараются забыть из-за ненадобности. Просто оно кому-то кажется политически несвоевременным. Но жизнь России не исчерпывается сиюминутной конъюнктурой. Ее историческое бытие столь богато и глубоко, что не может быть исчерпано поверхностной публицистикой. Уж кто-кто, а русский - в высшем и широком смысле этого понятия - человек никогда не спрашивает, по ком звонит колокол. Вся наша история подсказывает нам верный ответ.