Сможет ли Зеленский соответствовать ожиданиям избирателей

Новый - шестой по счету - президент Украины Владимир Зеленский, победивший с разгромным счетом во втором туре Петра Порошенко, для большинства его избирателей стал в первую очередь альтернативой проводившемуся предшественником курсу. Именно о таком феномене Зеленского говорят местные социологи: почти половина его избирателей голосовали не собственно за кандидата от виртуальной, существующей только как запись в реестре минюста, партии "Слуга народа", а категорически против Порошенко. Собрать симпатии народа молодому политику удалось благодаря антирейтингу Порошенко, и он был абсолютно прав, заявив во время дебатов на стадионе "Олимпийский", что в своем проигрыше и его победе Петр Порошенко должен винить только себя. При этом именно как политик - его идеология и программа - Зеленский во многом остается для украинцев чистым листом, на который каждый записывает свои желания.
REUTERS

Война

В ходе кампании Зеленский мало обещал и еще меньше говорил о механизмах исполнения обещаний: его кампания свелась к производству смешной мотивирующей рекламы и перебранкам с Порошенко по поводу процедуры дебатов. Содержательно украинские выборы были выхолощены, "идеологическим" кандидатом был только Порошенко, возведший русофобию в абсолют. Однако его проигрыш совершенно не означает, что официальный Киев при Зеленском откажется от тезисов самого ненавидимого в истории Украины президента - ведь на момент свержения рейтинг Януковича был примерно в полтора раза больше, чем результат Порошенко во втором туре. О чем кандидат Зеленский говорил много и с удовольствием, так это продолжение "евроинтеграции", незыблемость курса на НАТО и отказ исполнять дух и букву Минских соглашений.

Первые тезисы, которые с натяжкой можно назвать предвыборной программой, были опубликованы лишь за неделю до голосования. И первым пунктом там стоял следующий: "Привлечь Великобританию и США в "нормандский формат". Прямые переговоры будут вестись с Россией при участии международных партнеров, а с боевиками ЛНР и ДНР переговоров не будет. Из переговорного процесса должен быть выведен Виктор Медведчук". Из этого заявления можно сделать вывод, что президент Зеленский до сих пор не прочитал текст Минских соглашений - короткую декларацию и Комплекс мер по исполнению соглашений, умещающиеся на два листа. Также он не намерен объявлять амнистию для ополченцев по украинским законам - хотя это обязательный, не обсуждаемый, пункт. Как, впрочем, и все остальные, включая особый статус республик, которые еще в феврале 2015 года обязался выполнять Киев.

О непонимании смысла соглашения говорит и отказ Зеленского вести переговоры с Донецком и Луганском, но жгучее желание переговариваться напрямую с Россией, которая является всего лишь посредником мирного урегулирования, а не участником конфликта. Тем более показательно желание расширить "нормандский формат" - Париж, Берлин, Киев, Москва - за счет Вашингтона и Лондона. С этой идеей, "як дурни с торбой", носились в разное время и Порошенко, и Тимошенко. Это значит, что мира на Донбассе, скорее всего, при президенте Зеленском не наступит.

Вялотекущая война выгодна местным олигархам, зарабатывающим на контрабанде и стоящим за Зеленским

Хотя, как и его предшественник, тоже называвший себя "президентом мира", он много о желании мира говорит. Местные же наблюдатели утверждают, что вялотекущая война выгодна местным олигархам, зарабатывающим на контрабанде и стоящим за кандидатом Зеленским. Именно как намерение сохранить этот рынок на крови следует трактовать и его заявление об отказе забирать Донбасс военной силой, вдохновляющее по форме, но имеющее и обратную сторону. Примечательно также, что о мире Зеленский зачастую рассуждает в военной риторике - обещает вести "информационную войну" для возврата Донбасса. "Мир - это война", говорится антигероем в антиутопии Джорджа Оруэлла, которого Зеленский скорее всего не читал, как и Минские соглашения, но интуитивно следует положениям описанной писателем тоталитарной пропаганды. Ни одного доброго слова в адрес России или намека на изменение принятой на государственном уровне русофобской риторики от Зеленского в ходе кампании не поступало.

Язык

Хотя противники Зеленского называют его "пророссийским кандидатом", родным языком для него является русский, и основой электората стали русскоязычные жители юга и востока страны, прекращать дискриминацию русского языка он не собирается. О том, что на Украине есть только один государственный язык и второму не бывать, представители его команды и он сам заявляли в ходе кампании неоднократно. Впрочем, Зеленский все-таки высказался в том духе, что на Украине есть национальные меньшинства, и "не надо давить их языки, не надо давить русский язык". Отметим здесь, что русских он обозвал национальным меньшинством, в чем с точки зрения строгой социологии и демографии есть сомнения. Зато такие высказывания очень роднят его с прибалтийскими и в целом европейскими политиками. Вероятно, в их стиле он и будет "сшивать страну", загоняя русских и русскоязычных в гетто.

Первая проверка "пророссийского кандидата" состоится уже на этой неделе. Напомним, в Верховной раде рассматривается закон о функционировании украинского языка как государственного, больше известный как "закон о тотальной украинизации". Принят он, скорее всего, будет уже в ближайший четверг, и Порошенко, остающийся президентом до инаугурации Зеленского, обещал его подписать. Вопрос, будет ли Зеленский каким-либо образом противостоять этому варварству, а тем более отменять его - уже не стоит: он всецело поддерживает националистов в их языковых репрессиях: "Мы за закон об украинском языке. Я должен защищать украинский язык, и я это буду делать", - заявил на пресс-конференции после оглашения экзитполов Владимир Зеленский.

Вишенкой на торте здесь следует процитировать его заявление о такой святой для всех украинских нацистов фигуре, как Бандера: "Есть неоспоримые герои. Степан Бандера - герой для какого-то процента украинцев, и это нормально и классно". Понимает ли Зеленский, что для большинства его избирателей Бандера - это абсолютное зло, вопрос скорее риторический.

Тарифы

Справедливости ради, сегодня у Зеленского нет возможности прекратить насильственную украинизацию и героизацию нацистов по причине отсутствия собственного большинства в Верховной раде и собственного правительства. Он пока ограничен в своих полномочиях и, как кажется, не спешит их получать, поскольку полномочия - это в первую очередь ответственность. Вот и в социальной сфере его официальные представители делают знаковые заявления, которые должны насторожить простых украинцев, требующих наказания коррупционеров и снижения тарифов ЖКХ.

Так, его ближайший советник Дмитрий Разумков заявил вчера, что "снижение тарифов и привлечение к ответственности коррумпированных чиновников не входит в компетенцию главы государства, но президент будет интересоваться тем, насколько тарифы обоснованы, а также обеспечивать условия для качественной работы правоохранительных органов и судов". То есть уже сейчас президент Зеленский просит не слишком беспокоить его борьбой с коррупцией и вопросами тарифов - на самом деле самыми животрепещущими для украинцев, о кардинальном решении которых так много рассуждал герой сериала "Слуга народа" Василий Голобородько в исполнении Владимира Зеленского.