Как пояснил министр, суть его в том, чтобы работодатели начали заблаговременно выявлять риски на своих предприятиях и сводить их к нулю. "Нам необходимо перейти от подхода реагирования на несчастные случаи, производственный травматизм на проактивный подход, на попытку заблаговременного выстраивания технологий выявления рисков для работников", - сказал Топилин.
Как пояснили в минтруде, законопроектом предусматривается личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах; их право на получение информации об условиях труда и всех существующих рисках, введение учета микротравм и анализ их причин. Важный пункт - введение запрета на работу в условиях труда, которым по результатам спецоценки установлен 4-й класс опасности (опасные условия труда). Значит, они будут закрываться или переоснащаться.
Кроме того, будет внедрен институт самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов. В онлайн-инспекции по труду работодатель уже может заполнить проверочные листы и сам себя проверить, теперь у такого рода самопроверок появится специальный статус.
Россияне стали втрое реже погибать на работе, да и в целом число несчастных случаев на производствах страны уменьшилось примерно на столько же за последние 12 лет, сообщил Топилин. В 2007 году в России произошло 85 тысяч несчастных случаев на производстве, в 2018-м - 35,2 тысячи. Погибли на работе 12 лет назад 4583 человека, а в прошлом году - 1618, в основном в строительстве и ряде обрабатывающих производств. "Мы с ними сейчас работаем по выявлению причин более глубинного свойства. И ставим задачу, чтобы таких случаев не было вообще, и ее можно реализовать", - сказал Топилин.
Вместе с этим снижется и доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, отмечают в минтруде. Достигнув десятилетнего пика в 2014 году (39,7 процента), показатель в 2017 году составил 37,9 процента.Благодаря улучшению условий труда с 2015 года в России на 15 процентов сократились потери общего фонда рабочего времени, что привело к снижению экономических потерь работодателей, констатировал министр.