Какие произведения должен прочитать ребенок в 5 классе

Продолжается общественное обсуждение новых школьных стандартов. В них прописано конкретное содержание - что и в каком классе должен знать и уметь ученик.

iStock

В стандартах по литературе есть конкретный список произведений. Вот, например, что должен прочитать ребенок в пятом классе.

- мифы разных народов ( в том числе античные мифы);

- пословицы, загадки, поговорки;

- сказки народов России и мира;

- басни Крылова и басни из мировой литературы;

- произведения Пушкина: стихотворения ("Зимний вечер", "Зимнее утро") и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях";

- стихотворение Лермонтова "Бородино";

- повесть Гоголя "Ночь перед Рождеством";

- рассказ Тургенева "Муму";

- произведения Некрасова: стихотворения о детях; "Мороз, Красный нос" (фрагменты поэмы);

- рассказ Толстого "Кавказский пленник";

- юмористические рассказы Чехова;

- стихотворения отечественных поэтов о родной природе, связи человека с Родиной (в том числе Тютчева, Фета, Бунина, Блока, Есенина, Рубцова);

- рассказы о природе Паустовского, Л. Андреева (например, "Кусака");

- произведения отечественной и зарубежной литературы о животных;

- фрагменты повести Короленко "В дурном обществе";

- произведения отечественных поэтов и прозаиков на тему "военное детство" (в том числе повесть Катаева "Сын полка", рассказ Платонова "Никита", стихотворения Твардовского, Симонова);

- рассказы на тему детства (в т. ч. рассказы Шукшина "Дядя Ермолай", Астафьева "Васюткино озеро");

- произведения приключенческого жанра отечественной и зарубежной литературы (в т. ч. главы из романа "Приключения Тома Сойера");

Что в итоге к концу года должен знать и уметь пятиклассник? Это тоже прописано. Вот лишь несколько пунктов:

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении;

- выразительно читать вслух, соблюдать правильную интонацию;

- выразительно читать наизусть не менее 5 поэтических произведений (ранее не изученных);

- определять и формулировать тему и основную мысль произведений;

- отличать художественный текст от научного, делового, публицистического;

- различать основные жанры фольклора и художественной литературы;

- характеризовать героя произведения, создавать его словесный портрет, оценивать его поступки;

- передавать свои впечатления от лирического стихотворения;

- соотносить произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства;

- пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками; каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;

- пересказывать художественный текст (подробно и сжато);

- составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный;

- создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 70 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения.

Общественное обсуждение стандартов продлится до 29 апреля.