Шойгу: Беженцы лагеря "Рукбан" вынуждены продавать своих детей

Политики, военные, дипломаты и ученые из более ста государств участвуют в VIII Московской конференции по международной безопасности, которая открылась в среду в российской столице.
AP Photo

С приветственной телеграммой к ним обратился президент РФ Владимир Путин. Он выразил уверенность, что конференция пройдет в конструктивном ключе, послужит весомым вкладом в консолидацию усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в урегулировании региональных конфликтов и обеспечении глобальной безопасности, в осуществлении востребованных миротворческих миссий. По мнению Путина московский форум прочно вошел в число авторитетных и признанных международных дискуссионных площадок в области безопасности. Президент России подчеркнул, что московскую конференцию традиционно отличают солидный состав участников, содержательный обмен мнениями и широкий спектр обсуждаемых вопросов.

К партнерству в решении вопросов сохранения мира, поиску дипломатических шагов для профилактики конфликтов призвал в своем послании участникам конференции генсек ООН Антониу Гутерриш.

Заранее было известно, что главными темами нынешней дискуссии станут восстановление и нормализация жизни в Сирии и Ираке после разгрома террористических группировок, а также перспективы развития ситуации в Африке и на Ближнем Востоке. На этих проблемах подробно остановились в своих выступлениях секретарь Совбеза России Николай Патрушев, министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, начальник Генштаба Валерий Герасимов, их российские и зарубежные коллеги.

Так, говоря о противодействии терроризму, Николай Патрушев подчеркнул, что "бороться с этим злом в одиночку не под силу ни одному государству, ему можно противостоять, лишь отложив в сторону имеющиеся разногласия". По данным главы Совбеза РФ, сегодня в мире насчитывается более 200 террористических группировок, которые меняют свою тактику, создают спящие ячейки, новые каналы финансирования, механизмы распространения экстремистской идеологии и вербовки новых членов. А предпосылками для радикализации Ближнего Востока, по словам Патрушева, стало стремление Запада навязать местному населению глубоко чуждые ценности и модели развития.

Вообще в большинстве вооруженных конфликтов секретарь Совбеза РФ видит прямое следствие военных авантюр и попыток отдельных игроков взять на себя роль регионального, а нередко и мирового арбитра, заставить других членов международного сообщества действовать по их указке. При этом активно используются приемы гибридных войн. На неугодные кому-то режимы оказывают экономическое и политическое давление, звучат угрозы вторжения, организуются покушения на руководителей государств, извне провоцируются массовые протесты, ведется агрессивная пропаганда. "Все это привело к тому, что во многих регионах мира сформировалась сложная или взрывоопасная ситуация", - отметил Патрушев и в качестве самого свежего примера сослался на Венесуэлу.

Он призвал Запад дать совместный отпор реабилитации нацизма, отказаться от языка ультиматумов, шовинизма, бряцанья оружием и сделать Европу эталоном региональной безопасности. А еще - разработать механизмы регулирования развития современных технологий, в том числе искусственного интеллекта и синтетической биологии, которые, по мнению Патрушева, несут угрозу человечеству наравне с оружием массового уничтожения.

О стремлении НАТО представить Россию в качестве основной угрозы Западу говорил на конференции министр обороны РФ Сергей Шойгу. По его словам, в основе такой политики лежит принцип "сам придумал - сам в это и поверил". То есть сами придумали российскую угрозу - сами себя ею и пугают. "При этом практические действия альянса - будь то освоение военной инфраструктуры вблизи российских границ или усиление активности в Черном и Балтийском морях - ведут к росту напряженности, требуют адекватного реагирования с российской стороны", - заявил Шойгу. Он не скрывал, что ответные меры наша страна будут принимать своевременно, причем не обязательно симметрично действиям НАТО.

Министра тревожит продолжающаяся деградация правовой базы международных отношений. Тем более, что ряд принципиальных договоренностей в сфере контроля над вооружениями и ядерного нераспространения прекращается в явочном порядке. Это, в частности, касается, соглашений по ПРО и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Неясными остаются перспективы Договора о СНВ, срок действия которого истекает в феврале 2021 года.

Шойгу также подробно говорил и о ситуации в Сирии. Конкретно - о тяжелой гуманитарной обстановке в лагерях беженцев "Рукбан" и "Эль-Холь", расположенных на подконтрольной США территории. Там живут в нищете, испытывая дефицит продовольствия, воды и медикаментов, более 100 тысяч человек. Большинство из них - женщины и дети. Шойгу вспомнил о случаях продажи беженцами "Рукбана" собственных детей представителям криминальных сообществ. Распространено там и сексуальное насилие над несовершеннолетними. "Мы не раз призывали США ликвидировать лагерь, дать мирному населению возможность вернуться в места прежнего проживания. Однако реакции нет. Лагерь продолжает функционировать, оставаясь одним из главных факторов роста экстремизма и терроризма, создавая условия для появления новых поколений джихадистов", - отметил Шойгу. Он призвал вывести американские подразделения из этих районов и передать под контроль правительства Сирии.

Но только этим помощь ближневосточной стране не должна ограничиваться. Сегодня в Сирии в первую очередь необходимо восстановить инфраструктуру и экономику, решить гуманитарные проблемы, положить конец контрабанде нефти и разблокировать правительственные счета в банках западных государств.

Что же касается уничтожения террористов, то Шойгу уверен: решить эту задачу только силовыми действиями не удастся, тем более, что это зло давно перешагнуло границы не только Сирии, но и Ближнего Востока. "Недавние взрывы в Шри-Ланке подтвердили давно назревшую необходимость объединить усилия по контролю за перемещением террористов и ликвидацией источников их финансирования. Если этого не сделать, то будут возникать новые очаги", - заявил министр обороны России. И к такому сотрудничеству наша страна готова.

Об этом, в частности, говорил на конференции глава МИД РФ Сергей Лавров. Он напомнил коллегам о ранее озвученной инициативе нашего президента: необходимости совместного формирования универсального антитеррористического фронта под эгидой ООН. Это гораздо важней, чем соперничество ведущих мировых центров.

Продолжая тему, затронутую Патрушевым и Шойгу, Сергей Лавров заявил, что уход западных партнеров от диалога с Москвой говорит о слабости их позиций. "Наверное, не хватает аргументов", - предположил глава МИД России, имея в виду и приближение НАТО к нашим границам, и внятно не обоснованный выход США из международных договоров, и достаточно лукавую позицию Вашингтона и Брюсселя по Украине. Лавров предупредил западный коллег, что отсутствие системного диалога с Россией, прежде всего по военной линии, цена непреднамеренной ошибки, просто недопонимания "будет очень высокой".

В этом главу МИД поддержал начальник российского Генштаба Валерий Герасимов. Он считает, что стремление США сохранить курс на конфронтацию с нашей страной и при поддержке союзников по НАТО разговаривать с Москвой только с позиции силы грозит нарушением баланса сил, повышает риски военных инцидентов в Европе, угрожает ее населению. А в целом формируется тенденция на разрушение не только региональной, но и общемировой системы безопасности.