25.04.2019 08:21
    Поделиться

    Как продуктам сибирского производства дойти до потребителя

    Кузбасс - в числе российских регионов-лидеров по присутствию крупных торговых сетей, которые, согласно статистике, увеличили свою долю в общем розничном товаро-обороте региона с 11 процентов в 2011 году до 42,5 к началу 2018-го (при среднероссийских 29,9 процента). Сегодня по этому показателю Кемеровская область занимает первое место в СФО. Причем отрыв увеличивается.

    - Это напрямую связано со снижением объемов производства и продаж у местных товаропроизводителей, - отмечает председатель комитета по вопросам предпринимательства и инноваций Кемеровского областного совета народных депутатов Сергей Рубан.- Хотя по качеству их продукция способна конкурировать с федеральными брендами, а по свежести она их превосходит.

    И тем обиднее, что в большинстве крупных торговых сетей местной продукции нет, либо она спрятана в углу.

    Впервые попытку сесть за стол переговоров стороны предприняли в ноябре прошлого года на форуме, завершившемся закупочной сессией. Производители и ритейлеры заключили 17 договоров. Некоторые поставщики получили такую возможность впервые, некоторые расширили ассортиментную матрицу и повысили закупочные цены. Участники рынка отмечают прекращение возврата отгруженной продукции и накопления задолженности за нее (хотя у некоторых компаний еще "висят" долги за предыдущие годы).

    Тем не менее, как заявил на прошедшей недавно II специализированной конференции "Производители и ритейл: новые перспективы развития" начальник областного департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Андрей Ариткулов, проблема не решена. Требования сетевиков порой неподъемны и приводят к потере качества.

    Для покупателей качество важнее всего. Однако, по мнению директора молокозавода Александра Сухинина, основной параметр при закупке товаров торговыми сетями - "у кого дешевле". В итоге предприятие уже три года снижает цены.

    - Загоняя производителя в определенную ценовую политику, сети рубят сук, на котором сидят, - уверен Сухинин. - Ведь если бы у нас была возможность торговать по достойной цене в той или иной сети, мы приложили бы все усилия к тому, чтобы увеличить туда поставки. А так отдаем молоко по 22 рубля, и из-за нерентабельности многие хозяйства закрылись. Хотелось бы, чтобы сети проводили ротацию кадров, непосредственно занимающихся закупками продукции.

    - Ровно год мы пытаемся зайти в одну из сетей, и неизменно слышим в ответ: "Ждите, не успеваем", - поделился опытом общения с ритейлом гендиректор рыбоперерабатывающего предприятия Роман Романенко. - Хотя наши товары на самом деле пользуются спросом, учитывая короткое логистическое плечо. Когда в Кузбассе развивался местный ритейл, реализация у нас достигала 80 процентов, а сейчас сократилась до 32. Если таких, как мы, не станут пускать в федеральные сети, и туда зайдут поставщики из других регионов, покупательская способность населения области снизится.

    Сегодня в Кузбассе, по данным областной администрации, представлены 528 перерабатывающих предприятий, тогда как еще недавно насчитывалось более шестисот. Невыдержавшие конкуренции переработчики либо закрывают бизнес, либо уходят в другие регионы.

    - Увеличение объемов производства возможно только при наличии стабильного рынка сбыта, и наши переработчики, вложившие за год в модернизацию и развитие 2,8 миллиарда рублей, все чаще выбирают межрегиональные и международные торговые площадки, потому что в Кузбассе они все возможности исчерпали, - отмечает Андрей Ариткулов.

    В свою очередь, представитель одной из федеральных торговых сетей Юлия Тюленева продиктовала номер мобильного телефона ответственного за закупки коммерческого директора и призвала обращаться к нему напрямую: "Продукция местных производителей сейчас занимает в структуре нашего оборота 17 процентов и мы стремимся ее увеличить. Нам интересны долгосрочные отношения с вами, ведь до хабов Москвы - одиннадцать дней пути".

    Оптимизировать логистику, укоротив плечо доставки, должны распределительные центры, которые намерены ввести в строй в Кузбассе и других регионах СФО несколько сетевых операторов.

    - Только нужно договориться о правилах, потому что условия входа в сети предусматривают достаточный объем и качество товаров, аудит производства, ведь при возникновении у покупателей претензий репутация сети пострадает первой. Но не все предприятия идут на аудит, - подчеркивает замгубернатора области Алексей Крупин. - Есть предложение внедрить на основе добровольной сертификации региональный бренд "Кузбасское качество".

    Член Совета по развитию предпринимательства в Кемерове Руслан Первицкий призвал производителей реально оценивать свои возможности, включая товарный запас, а также временные и финансовые ресурсы. Примечательно, что четверть предприятий - потенциальных участников закупочной сессии 2018 года - решили на нее не ходить, узнав об условиях сотрудничества и требуемых минимальных объемах поставок в сети.

    И что же делать, если оценка не в пользу заключения контрактов с ритейлом?

    Груз собственной розницы большинство кузбасских товаропроизводителей просто не потянет, даже объединившись с коллегами. Ведь придется выбирать между модернизацией производства и затратами на выкуп, аренду, ремонт, оборудование и содержание магазинов. Правда, есть другие формы сбыта - нестационарная, ярмарочная, рыночная и мобильная торговля.

    - Для них разработана федеральная и региональная стратегии, - отмечает начальник департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Вероника Трихина. - Но, увы, двигаться в этом направлении наши товаропроизводители не хотят - им проще отгрузить продукцию в сеть, чем выходить на ярмарки. Упрощение работы с нестационарными торговыми объектами (НТО) мы начали с изменения регионального законодательства. Речь идет, в том числе, об отмене двойной платы за пользование земельными участками, а также о выдаче компенсационных мест тем, кто их лишился. Возможно, предусмотрим и компенсацию затрат на приобретение мобильных объектов. Словом, нужно по максимуму снизить риски для производителей, создав единые правила игры. И от участников рынка ждем современного подхода. Железные киоски с решетками должны уступить место красивым павильонам.

    Еще один сбытовой канал - государственные и муниципальные закупки, участие в которых дает преимущества по срокам оплаты: с субъектами МСП заказчик обязан рассчитаться не более чем за 15 дней, иначе будет оштрафован. Как напомнила гендиректор Кузбасской торгово-промышленной палаты (КТПП) Марина

    Шавгулидзе, с нынешнего года все, даже малые, госзакупки переведены в электронный вид. Однако фермерские хозяйства на этих площадках почти не представлены. КТПП уже давно обучает предпринимателей и заказчиков участию в электронных торгах, но за пять лет на курсы записался лишь один глава сельского поселения.

    Между тем

    Итоги закупочной сессии, которые должны отразиться в соглашениях о сотрудничестве между ритейлерами и товаропроизводителями, подведут в мае этого года. По мнению Марины Шавгулидзе, Кузбассу требуются комплексные решения в плане сбытовой политики. Она предложила, изучив опыт Воронежской области, создать постоянно действующий общественный орган "Совет рынка Кемеровской области". В него могли бы войти представители аграрного бизнеса, профильных департаментов органов власти и руководители торговых сетей.

    Поделиться