25.04.2019 08:38
    Поделиться

    Свердловские оборонщики создали экспертный совет по промдизайну

    Уральских оборонщиков учат зарабатывать на промышленном дизайне
    С 23 по 26 апреля в Екатеринбурге проходит форум "Техперевооружение машиностроения России". Программа посвящена диверсификации оборонки, применению аддитивных, лазерных и цифровых технологий, промышленного маркетинга и дизайна.

    Для многих предприятий ОПК слово дизайн сродни китайскому иероглифу: видели, знаем, где применять - непонятно. Они заточены на создание вооружения и спецтехники, а там первоочередным является функционал изделия, а не эстетика и эмпатия потребителя. Отдельные успешные примеры, конечно, имеются. Так, эксперты считают удачным интерьер кабины комбайна, созданной уральским НПО автоматики для ростовчан. Дизайн-бюро УОМЗ вместе с мэрией Екатеринбурга к ЧМ-2018 выпустило навигационные стелы Incity, которые совмещают в себе билетные кассы, туристскую навигацию и систему "безопасный город". Впрочем, общей отраслевой картины это не меняет.

    - ОПК всегда был ориентирован на госзаказ, плюс порочная практика СССР, когда разработками занимались НИИ, а заводы лишь производили. Они и сегодня пытаются приходить в министерства с вопросом, что сделать. Для дизайнера привычно работать с несистемной информацией. Он поможет иначе взглянуть на продуктовую линейку, сформулировать новую стратегию, - рассуждает Сергей Шашмурин, председатель правления СРО "Союз дизайнеров России".

    Основная задача промдизайнера - выстроить цепочку впечатлений от товара, определить важные для потребителя свойства еще на этапе идеи, смоделировать взаимодействие с человеком и средой: не раздражает ли форма, цвет, звучание, насколько удобно держать в руках. В конечном счете все это формирует добавленную стоимость, ценность бренда. Нередко дизайнерские идеи воспринимают в штыки конструкторы, которые больше озабочены "внутренностями" и функциями продукта, чем формой и эргономикой. Осознав эту проблему, в Союзе предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области организовали совет по маркетингу и дизайну. Сегодня там готовы консультировать предприятия.

    - Есть три пути: генерировать инновации самим, импортировать их и консолидироваться, чтобы совместно отслеживать рынки, заниматься дизайном, - говорит Игорь Бакалинский, заместитель председателя совета. - Из нынешних трендов оборонщикам более-менее понятен интернет вещей и производство медтехники, но не хватает опыта участия в проектах. Между тем в России уже имеются перспективные разработки в этих сферах.

    Одна из них - нейростимулятор для восстановления инвалидов безоперационным путем. Готова опытная модель, которой можно управлять через интернет. Даже просчитаны затраты: 10-15 миллионов рублей на НИОКР, до 50 миллионов - на организацию производства. При этом прибыль может составить 25 миллионов в год только на российском рынке. Не менее перспективно производство ножных протезов из карбона. Сегодня для паралимпийцев их закупают за рубежом за 2,5 миллиона рублей. При этом себестоимость продукции в шесть раз ниже!

    Тем, кто пока не готов создавать свои дизайнерские службы, рекомендуют сотрудничать с профессиональными бюро или студентами. Правда, тут возникает одна загвоздка.

    - Вуз, отправивший ребят на практику, считает, что интеллектуальная собственность принадлежит ему. Студент, придумавший макет аппарата искусственной вентиляции легких, думает то же самое про себя. Как и завод, составивший техзадание. Нужно обговаривать такие нюансы на берегу, - поделился Сергей Васильев, начальник отдела маркетинга Уральского приборостроительного завода.

    Прямая речь

    Леонид Шалимов, председатель Совета главных конструкторов Свердловской области:

    - Диверсификация без промдизайна невозможна: гражданский рынок более динамичный, вести себя на нем грубо нельзя. Лучше выводить новинки на рынок в кооперации с малым бизнесом: с накладными расходами ОПК делать все самим нецелесообразно, а такая модель обеспечивает гибкость и дополнительное конкурентное преимущество.

    Поделиться