Как правильно зарегистрировать дачный дом, чтобы избежать сноса

Как правильно зарегистрировать дачный дом, чтобы избежать сноса

26.04.201907:00
Георгий Панин
Вступил в силу новый дачный закон, который регулирует не только уклад жизни дачников, но и правила оформления недвижимости в собственность. Одно из важнейших изменений - введение нового уведомительного порядка регистрации дачных и жилых домов.

Специально для "Российской газеты" Михаил Африканов, руководитель проекта "Истринская долина", рассказал, как в действительности по новому порядку ставятся на кадастровый учет строящиеся индивидуальные жилые дома. И предупредил о важных факторах, которые могут оставить человека без дачного домика.

Напомним, что если не подать уведомление до начала строительства на участке, то дом станет самовольной постройкой, а собственнику придется обращаться в суд для его оформления. Новый уведомительный порядок строительства значительно отличается от привычного.

ШАГ 1

Теперь до начала возведения дома собственник земельного участка должен подать уведомление о соответствии параметров строящегося объекта градостроительным нормам.

Очевидный плюс - это можно сделать достаточно просто через портал Госуслуг: в течение 5-7 дней это заявление рассматривается, по результатам чего собственник получает уведомление о соответствии или о несоответствии заявленного проекта. В случае отказа, разумеется, надо будет привести проект в порядок и внести соответствующие изменения или изменить расположение дома на участке.

Справка: При подаче уведомления требуются следующие документы: паспорт, доверенность (если вы представляете интересы собственника), документ о праве собственности на землю (выписка из ЕГРН), описание внешнего облика объекта недвижимости, которое по закону должно содержать текстовую и графическую часть. По сути - приложить выдержку из проекта дома.

ШАГ 2

Помимо подтверждения соответствия градостроительным нормам могут потребоваться и другие согласования. Например, может потребоваться согласование проекта дома и его размещения с аэродромом, о котором вы можете даже не догадываться, ведь норма касается как гражданских, так и военных действующих взлетно-посадочных полос. Если участок попадает в водоохранную зону, то, соответственно, строительство должно быть согласовано с Федеральным агентством по рыболовству.

Справка: Если вам сообщили, что участок расположен в зоне ответственности военного аэродрома, то придется обратиться напрямую в штаб воинской части. Согласование строительства в зоне гражданских аэродромов проходит на сайте госуслуг в специальном разделе. Если дом строится в водоохранной зоне, необходимо обеспечить меры по предотвращению воздействия на природные ресурсы. То есть не осуществлять водозабор из водного объекта, не осуществлять водосброс в водный объект, не допускать работу в водоохранной зоне строительной техники. Согласование строительства в водоохранной зоне тоже проходит на сайте госуслуг в специальном разделе.

ШАГ 3

Приступаем к строительству, соблюдая все требования от всех согласующих инстанций.

ШАГ 4

Когда дом построен, собственник участка оплачивает госпошлину на регистрацию прав, заказывает изготовление технического плана у кадастрового инженера. И оба готовых документа ложатся в основу уведомления о завершении строительства, которое также вы можете направить через госуслуги. Для этого на портале создается заявка на уведомление о соответствии параметров уже построенного дома.

Здесь также можно получить два варианта ответа: о соответствии или о несоответствии. И следует учесть, что специалист архитектурного отдела администрации муниципального образования выезжает на участок и производит замер отступов дома от границ участка, а также принимает во внимание внешний вид дома.

Здесь можно задаться вопросом, зачем же такой повторный контроль, если все координаты границ участка и самого дома уже определены кадастровым инженером, который несет ответственность за точность данных. Вероятно со временем, когда уведомительный порядок будет оптимизирован, задвоенные функции уйдут. Но пока готовьтесь согласовывать визит представителя администрации.

Справка: Стоимость госпошлины на регистрацию прав: для физических лиц - 350 рублей, для юридических - 22 тысячи рублей.

ШАГ 5

Так или иначе, если все в порядке, вы получаете заключение о соответствии. И далее или администрация самостоятельно по межведомственному взаимодействию передает ваши документы на регистрацию прав собственности, или вы сами можете обратиться в территориальное подразделение Росреестра или МФЦ.

Сколько времени уйдет на оформление

Если не брать в расчет время на само строительство, то временные затраты на процедуры выглядят примерно так: неделя на первое уведомление, две недели на работу кадастрового инженера, неделя на второе уведомление, 9 дней - регистрация права собственности.

Если потребуется дополнительное согласование с аэродромами, Рыбнадзором и другими контрольными органами, то прибавляйте еще месяц.

Итак, в целом новая процедура регистрации частного дома может занять порядка 2-3 месяцев без учета сроков строительства самого дома. Сами уведомления и согласования через портал Госуслуг направляются бесплатно. Оплатить придется госпошлины и услуги кадастрового инженера.