- В некоторых регионах ЕГЭ по географии могут сдавать всего несколько человек. Но это никак не связано с интересом школьников или со сложностью самого экзамена. Просто предмет не востребован в вузах: как вступительный экзамен, его принимают только на географических факультетах. Школьники не видят смысла его сдавать, - рассказал "РГ" президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России, эксперт Союза "Профессионалы в сфере образовательных инноваций" Александр Лобжанидзе. - Как только вузы, имеющие туристическую, экономическую специализацию или направление подготовки по региональному планированию, вернут ЕГЭ по географии в список вступительных испытаний, количество сдающих возрастет в разы.
Невероятно, но факт: даже самый что ни на есть профильный вуз - Российская международная академия туризма не требует географию как вступительный экзамен! Ни в качестве основного, ни дополнительного испытания. Зато охотно учитывает ЕГЭ по истории, обществознанию и даже биологии.
Географические факультеты некоторых крупных вузов тоже все чаще начинают зачислять студентов по результатам экзамена по обществознанию. На специальность "туризм" в том числе. То есть абитуриент может подать документы одновременно и на экономиста, и на психолога, и на туризм, и еще на парочку направлений - при этом география ему совершенно не нужна. Куда пройдет по конкурсу - туда и поступит...
О познаниях в географии российских школьников во многом можно судить по тем типичным ошибкам, которые совершают ребята, решившие все-таки сдавать этот экзамен. Которые специально готовились. По данным экспертов, участники ЕГЭ часто путают мировые столицы, не могут определить страну по ее описанию. И внимание: примерно 20% выпускников считают Дальний Восток самым маленьким по площади географическим районом России... Что же тогда в голове у тех, кто географию не сдает?
- В пятом-шестом классах на предмет отводится всего час в неделю. Каким бы замечательным ни был учитель, как бы ни старался, за неделю ребенок забудет половину того, что ему говорили на уроке, - говорит Лобжанидзе. - Что еще усложняет задачу? Понятия "масштаб", "координаты" в программе пятого класса по географии уже есть, а в программе по математике их нет. Парадокс.
Безусловно, немного выправить ситуацию позволит проект новых школьных стандартов для 5-9 классов. В них написано, что и в каком классе должен изучать школяр. Выстроена четкая связь между предметами. Например, по новому документу, уже к концу пятого класса ученик должен показывать на карте материки и океаны. Знать, что такое орбита и ось Земли, полюса, экватор, знать строение литосферы и многое другое. А к концу девятого - знать разницу между валовым внутренним продуктом и валовым региональным продуктом, особенности размещения машиностроительных, химических предприятий, черной и цветной металлургии, грузооборота...Но что касается старшей школы - здесь пока полный провал. По действующим стандартам география практически полностью уходит из 10-11 классов: остается предметом по выбору в гуманитарном профиле.
- Русский язык, литература, история и география - это предметы, которые формируют у ребенка национальную идентичность. С этой точки зрения географии в школьной программе уделено неоправданно мало внимания, - считает Александр Лобжанидзе. - Интерес к географии должен начинаться с малой родины, но в большинстве регионов курс краеведения не включен в программу. В итоге сегодня от ребенка чаще можно услышать рассказ об особенностях турецких пляжей, чем о той земле, на которой он живет.
Что делать? Раньше интерес к предмету у детей появлялся во время школьных походов, путешествий и экскурсий по родному краю, по стране. То есть знание географии было не книжным, а практическим. По мнению эксперта, традиции школьных походов нужно активно возрождать. Но сегодня собрать класс в турпоход, все организовать, выполнить требования безопасности, собрать с родителей деньги и информированные согласия - та еще морока. Многие учителя просто не хотят с этим связываться. Хотя энтузиасты еще остались.
Есть еще важный аспект - цифровизация. Она тоже вносит свои коррективы. Казалось бы, зачем учить кучу географических терминов и понятий, если и так все есть в интернете? "Зачем ребенку знать все пятнадцать течений Атлантического океана и все десять - Индийского? И уж тем более - рисовать все это на контурных картах. Если им это когда-нибудь понадобится, они загуглят" - вот реальный "крик души" в соцсетях от родителей семиклассников.
- Действительно, чтобы ответить на вопрос про теплые и холодные течения, достаточно зайти на любую электронную карту. Но нужно не просто видеть эти течения, нужно понимать, как и на что они влияют. Какие гигантские глобальные климатические процессы связаны, например, с течением Эль-Ниньо, - говорит Александр Лобжанидзе. - Цель предмета - не в бездумной зубрежке тех или иных понятий. А в том, чтобы понимать ключевые законы, по которым живет наша планета. В глобальном смысле география - наука о том, как нам выжить в этом мире.