Новости

01.05.2019 21:12
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Прима-балерины представили хореографа

Мариинский театр показал вечер балетов Стравинского
Спектакли молодого хореографа Ильи Живого "Пульчинелла" и "Игра в карты" показали на сцене Мариинки-2 вместе со "Свадебкой" Брониславы Нижинской, памятником балетного модернизма.
 Фото: Наташа Разина / Мариинский театр  Фото: Наташа Разина / Мариинский театр
Фото: Наташа Разина / Мариинский театр

Игорь Стравинский, начинавший сотрудничество с Фокиным, соавтор открытий Вацлава и Брониславы Нижинских, ставший мэтром для Джорджа Баланчина, до сих пор остается мало освоенным российскими театрами, хотя его музыка - одна из лучших страниц в истории балета ХХ веке. Эти партитуры представляют вызов для хореографов: математически точные и идеально гармоничные, как структура кристаллической решетки или устройство клетки, от постановщиков они требуют такой же ясности мышления.

Молодой хореограф Илья Живой прежде участвовал в балетах Стравинского в постановках Баланчина и Раду Поклитару как танцовщик Мариинского театра, но как хореограф с его музыкой не работал. Балетмейстерский опыт Живого вообще пока насчитывает небольшое количество работ, они сделаны преимущественно на воркшопах молодых хореографов и обращают на себя внимание не самым стандартным на сегодня стремлением развиваться в пространстве классического балета и пуантового танца.

В этом контексте притягательность музыки Стравинского для хореографа предсказуема. Как и выбор "Пульчинеллы" и "Игры в карты" - одноактных сюжетных балетов неоклассического периода в творчестве композитора, написанных в 1920-30-е годы и объединенных итальянскими мотивами. В основе "Пульчинеллы" - флирт с эстетикой и сюжетами итальянской комедии дель арте, оперной традицией XVIII века и собственный метод композитора. "Игра в карты" - саркастический и чуть нежный взгляд в эпоху романтизма.

Для их нового воплощения хореограф изменил стандартные сюжеты и предложил собственный художественный подход, мобильный и лаконичный: в оформлении сцены он практически отказался от декораций, воспользовавшись лишь деталями конструкций, бутафории и архитектурой света (художник по свету - Константин Бинкин). "Пульчинелла" помещен в белоснежно-синюю цветовую гамму и атмосферу венецианского карнавала. "Игра в карты" - это роскошный малахитово-красный венский бал эпохи бидермейера, на котором разворачивается трио Дамы, Короля и Джокера.

Но, придумав вдохновляющую атмосферу "большого стиля", Живой угодил в ловушку Стравинского. Балеты композитора часто решаются хореографами как бессюжетные. При этом они обладают жесткой драматургией и логикой развития, которые входят в конфликт с новыми решениями. Здесь и обнаружилось, что молодой хореограф умеет выстраивать хореографические комбинации и фразы, придумывать отдельные сцены, но не стратегически выстраивать весь балет, формировать его структуру.

Обе постановки соединяют рудименты спектаклей и хореографов, которыми вдохновлялся Живой. В первую очередь, это балеты Баланчина и Ратманского с деталями Эштона и даже Григоровича. Впрочем, для молодых хореографов следовать за мыслью классиков не зазорно, тем более что список свидетельствует как минимум о хорошем профессиональном вкусе. Сложнее расслышать в ловко собранных и порой эффектных комбинациях интонации самого Живого, собственный пластический голос, объединяющий чужие находки.

Для исполнения своих балетов молодой хореограф пригласил Викторию Терешкину (Пимпинелла в "Пульчинелле") и Екатерину Кондаурову (Дама в "Игре в карты") - двух самых харизматичных балерин Мариинского театра. Обеим хватило материала, чтобы в очередной раз продемонстрировать свою значительность, обаяние и недосягаемость для других танцовщиц. Новые роли они наполнили всеми теми подробностями и нюансами, которыми их обогатил опыт долгого премьерства. Остался лишь вопрос, мы аплодировали индивидуальному мастерству балерин или все же спектаклям, придуманным Ильей Живым.

Культура Театр Танец Филиалы РГ Столица ЦФО Москва
Добавьте RG.RU 
в избранные источники