Кто и как делает хорошую погоду в Москве

Праздничный первомайский полдень. В Москве - чуть ли не летнее тепло и солнце, а где-то под Курском, всего в пяти сотнях километров, - ветер и дожди. Облака, "полившие" Центральную Россию, доплыли бы и до столицы. Но... за чистое небо сегодня отвечают специалисты "Агентства атмосферных технологий". Корреспонденту "РГ" удалось попасть в мозговой центр "повелителей туч" прямо напротив военного аэродрома Чкаловский.

Традиционно над Москвой "разгоняют облака" перед главными государственными праздниками: Первомаем, Днем Победы, Днем России. В этом году мэрия заказала эти работы и на сентябрьский День города. В общей сложности контракт с агентством, судя по документам на портале "Госзакупки", заключили более чем на 400 миллионов рублей. И хотя в итоге оплата производится по фактическим расходам, которые, как показывает практика, значительно меньше, каждый май эта цифра так или иначе всплывает. Мол, Москва опять отличилась: уже и за солнце платит. И подсознательно всегда тянуло посмотреть, как же этот "разгон" проводится? Нужен ли он кому-то кроме москвичей (шашлык и под зонтиком же можно жарить)?

Замдиректора агентства, Алексей Бычков, к моему удивлению, пригласил нас 1 мая не в какую-то секретную обсерваторию в закрытом городке, а в обычный офис прямо под крышей 16-этажного дома в Щелкове, где развернут оперативный центр управления авиационными работами по метеозащите города. Прямо напротив этой "свечки" - военный аэродром. Именно там, на Чкаловском, команды ждут самолеты, участвующие в операции "Чистое небо". Вроде бы над нами - ни облачка, военные Ан-12 и Ан-26 пока на приколе. А в оперативном центре - оживление, будто бы на Токийской фондовой бирже. Только следят здесь не за котировками ценных бумаг, а за погодой - данные об атмосферных фронтах, циклонах, ветре, давлении на многочисленных мониторах обновляются в онлайн-режиме. Все это оборудование, как и связь с командирами военных самолетов, здесь оборудуют еще за две недели до "разгона".

"По опыту мы знаем, что для выполнения задачи нам потребуется десять самолетов, - рассказывает кандидат физико-математических наук Алексей Бычков. - И первым делом накануне мы проводим контрольный облет. Проверяем, как настроена техника, работает ли связь". И еще проводится важнейший тест - как раскрываются упаковки с реагентом. Упаковки сделаны так, чтобы сиюсекундно распасться в воздухе. При этом все содержимое попадает в вершину облака. А на землю в худшем случае упадет маленькая картонка.

Реагенты для облаков довольно долго подбирались еще в советское время. Подобие облака можно создать в лабораторных условиях. Именно так и отбирались вещества-кандидаты на рассеивание облаков. Но генеральная проверка - конечно, практическая, в небе... "Было это еще в 50-е годы, - рассказывает "РГ" создатель агентства, а ныне - советник директора, кандидат технических наук, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники Виктор Корнеев. - Завотделом нашей Центральной аэрологической обсерватории был тогда Юрий Серегин. Он получил задание... раскрасить облака". В то время еще и не такие задания давались. И они имели практический смысл. Облака очень похожи одно на другое. И довольно сложно проверить, какое из них реагент разрушил, а какое - нет. Ну что делать? Заехали в хозмаг, взяли мешок синьки. Раньше хозяйки этим порошком белье обрабатывали, чтоб оно желтизной не отдавало. Вылетели из Внуково, "посыпали". Вернулись обратно, а облаков и след простыл! Их развеял порошок. "В общем дали Серегину "втык", - вспоминает Корнеев. - Зато этот эксперимент лег в основу дальнейших разработок в сфере метеозащиты".

"Наш главный принцип - безопасность реагентов, - подчеркивает консультант агентства, доктор физико-математических наук Николай Ким. - Сейчас используются реагенты нескольких видов в зависимости от типа облаков. И все они абсолютно безвредны для окружающей среды". И один из таких реагентов - цемент М500. Этот порошок особенно эффективен в борьбе с так называемыми конвективными облаками - они формируются за счет восходящих потоков воздуха. Специалисты сбрасывают упаковки с цементом на специальном фале, открыв рампу грузового отсека. На "всякий пожарный" у каждого военного за спиной - парашют. Упаковка, вылетев из самолета, тут же разрывается в клочья мощными потоками воздуха. Реагент, попадая в самый центр облака, создает мощный нисходящий поток, как бы подгоняя облако к земле. В итоге оно разрушается. Количество реагента невелико, поэтому "бетонного дождика" ждать не приходится.

На другие типы облаков можно воздействовать йодистым серебром, гранулированной углекислотой - "сухим льдом" или жидким азотом. Сброс гранул сухого льда производится с помощью специальных углекислотных дозаторов. Азот распыляется с помощью азотных генераторов через специальный распылитель в корпусе самолета, а серебро - с помощью пиропатронов. Такие реагенты специалисты относят к льдообразующим реагентам, в результате их воздействия в облаке создаются дополнительные центры кристаллизации. Они позволяют словно "выдоить" облако до того, как оно подойдет к городу. "Мы, естественно, не боги, - признается ведущий инженер по активным воздействиям, доктор физико-математических наук Борис Колосков. - Гарантировать стопроцентный результат не можем. Но снизить количество осадков в шесть и более раз - вполне в наших силах!".

Весь день в районе работ кружит военный самолет-разведчик погоды со всем необходимым оборудованием и запасом реагентов. Экипажу заранее определяют высоту и район работ. Он может проходить вне воздушных трасс и обязательно должен согласовываться с органами управления воздушным движением. Метеоразведчик, тем временем, наматывает круги, и летчики наблюдают за облаками за 200 километров от города. "Как у вас с топливом? Сколько еще сможете находиться в районе работ?" - вызывает земля командира экипажа. Военный летчик докладывает - топлива на 3 часа. В это же время он передает, что к Москве приближается циклон со стороны Курска. На метеорологической интерактивной карте видны параметры облачности и осадков: высока вероятность сильного дождя. Но запускать "Аны" пока рановато. Данные метеорологических радаров говорят о том, что облака подойдут к Москве не раньше полуночи. И, кстати, все сбылось почти в точности: ночью 2 мая действительно было дождливо. Но это уже другая история, время ответственности "повелителей туч" подошло к концу.

Не баловство ли это: тратить миллионы ради одного погожего дня в Москве? Отнюдь. Значительную часть прибыли, полученной по госзаказу, агентство тратит на новые разработки в сфере применения технологий активных воздействий на облака и туманы. Не случайно именно российские технологии управления погодой признаны одними из лучших в мире. Специалисты из нашей страны консультировали организаторов Олимпиады в Пекине - они тоже хотели солнца для спортсменов и зрителей. Работали наши и в Иране и Сирии - там проблемы другие: дефицит пресной воды, засуха. И уже есть реагенты, вызывающие осадки, спасающие урожай. Эффективность российской технологии доказана во время проведения работ по искусственному увеличению осадков в Якутии, в Ставропольском Крае, в Западной Сибири. Поэтому задачи "поднебесной канцелярии" - исключительно глобальные. "Хотя бывает, обращаются к нам состоятельные граждане: мол, сделайте мне погоду над коттеджным поселком, у меня - юбилей, - делится основатель агентства Виктор Корнеев. - Мы всегда отказываем. У нас - не бизнес, а работа государственной важности".