07.05.2019 17:26
    Поделиться

    В Петербурге будут развивать общественные пространства

    Вопрос формирования общественных пространств набирает актуальность. Культурное наследие Петербурга требует реновации, и проблему эту нужно решить. Ускорить процесс поможет вовлечение горожан в создание и принятие решений, полагают эксперты.
    Алексей Даничев/РИА Новости

    На территории Санкт-Петербурга насчитывается более девяти тысяч объектов, представляющих культурную ценность. Однако важно, как это наследие использовать сейчас. С одной стороны, есть требование - ничего не менять.

    Туристы, которых в прошлом году было более восьми миллионов, приезжают смотреть именно на "императорский" Петербург, новое их не интересует. С другой стороны, старинные здания не "окупаются". Они не привлекают инвесторов. Современная жизнь диктует потребность изменений. Петербург не должен "консервироваться".

    По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Княгинина, темп изменения города можно обозначить как "медленный". Около 40 процентов исторических зданий требуют экстренного ремонта. А для этого нужны "астрономические" затраты. Только на ремонт фасадов 255 домов из 1600, включенных в список ОКН, потребуется 18 миллиардов рублей.

    Эксперты считают, что ситуацию с "застоем" культурного наследия могут изменить креативные пространства. Пример уже успешно реализованного проекта - открывшийся недавно порт "Севкабель". Здания бывшего НИИ, "серого пояса" города, превратились в многофункциональное культурно-деловое пространство.

    Другой пример - это "Люмьер-Холл" на набережной Обводного канала. Мультимедийный зал внутри помещения предназначен для проведения выставок и презентаций нового формата: фото и видео может проецироваться на стены, пол и даже потолок. Сейчас в течение полугода в пространстве идут выставки оживших полотен Босха и Брейгеля, а также тематические киноночи.

    Такие места нужны городу: они не только привлекают туристов и горожан, но и выполняют экономическую функцию - приносят городу деньги и "окупают" себя.

    Следующей большой общественной локацией, которая расположится в самом сердце города, должно стать Конюшенное ведомство. Памятник федерального значения занимает квартал площадью два гектара, ограниченный набережной канала Грибоедова, набережной реки Мойки и Конюшенной

    площадью. Идея заказчика проекта - разместить здесь крупнейший в России музей современного искусства и уникальное общественное пространство.

    Такие места нужны городу: они не только привлекают туристов и горожан, но и приносят бюджету деньги

    Архитектор и автор концепции реконструкции Конюшенного ведомства Сергей Мишин рассказал, что 17 тысяч квадратных метров площадей будут отданы под музейно-выставочные пространства, оставшиеся 7,6 тысячи - под коммерческие функции.

    - По своему масштабу Конюшенное ведомство не уступит недавно построенному музею современного искусства в Риме по проекту Захи Хадид и музею Гуггенхейма в Бильбао. Под землей расположится паркинг, а внутренний двор будет выполнять фестивальную и общественную функцию. Мы пойдем не путем хирургического вмешательства в жизнь памятника, а используем легкую "терапию", - объяснил эксперт.

    Кроме того, проект также предполагает создание проходов, которые соединят Эрмитаж через Дворы Капеллы с Русским музеем и Корпусом Бенуа, а Малую Конюшенную улицу - с площадью. Пока проект не утвержден.

    Подобные концепции долго ищут своих вкладчиков из-за высокой цены реализации. Инвестор может сомневаться, выгодно ли ему вкладываться в "бизнес" креативных пространств. По словам экспертов, этот рынок еще только складывается в России и Санкт-Петербурге в частности.

    Для более быстрого и эффективного развития общественных пространств, поиска инвесторов и других задач необходимо создание ассоциации креативной индустрии, уверен эксперт Дмитрий Тимуршин. Подобный институт станет агрегатором диалога между государством, бизнесом и жителями города.

    Пока же инвесторы предпочитают сами разрабатывать концепции и реорганизовывать пространства. Например, один из них хочет воссоздать оранжереи на заброшенной территории Таврического сада и открыть там зимний сад, детскую площадку и гастромаркет с фермерским рынком площадью почти полторы тысячи гектаров.

    В пространстве также будет предусмотрена зона для лекториев и мастерских.

    Вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин подтвердил, что решить проблему исторического центра можно только на средства заинтересованных в изменениях вкладчиков.

    - У нас нет времени десятилетиями разрабатывать планы и схемы. Все изменения должны начаться быстро. Мы не можем себе позволить масштабные бюджетные инвестиции, поэтому должны привлечь инвестиции частные, - подчеркнул вице-губернатор.

    У инвесторов, помимо благих намерений, в реновации города и развитии креативных пространств есть своя заинтересованность. За счет масштабных проектов компания приобретает доверие на рынке, завоевывает репутацию. Общественные пространства становятся новым капиталом, средством конкуренции.

    Концепция реконструкции набережной реки Охты, представленная на Неделе городских изменений, яркий тому пример. Вместе с администрацией Красногвардейского района проект разрабатывал инвестор, шведская компания Bonava. Девелопер планирует за свой счет благоустроить участок береговой зоны длиной более одного километра. На набережной должны разместиться причал, доступный горожанам, смотровые площадки, кафе, велодорожки, вертикальный спуск-пляж.

    Поделиться