Высшей степени отличия добились 19 фронтовиков. Среди них, к примеру, Нажмиден Жумажанов, кавалер ордена Красной Звезды, и Николай Григорьев, кавалер ордена Славы. В послевоенные годы они заявили о себе как геологоразведчики. При непосредственном участии Нажмидена открыт ряд нефтяных месторождений, возглавляемую им бригаду признавали лучшей среди коллективов Министерства геологии СССР. Николай, служивший в разведке, трижды раненный, но везучий, затем отлично проявил себя в поиске залежей углеводородов. Из 73 скважин, пробуренных под началом мастера Григорьева, 49 оказались продуктивными.
А вот, скажем, Александр Бревин, уроженец деревни Сидорово Ялуторовского района, воевал на Дальнем Востоке, мобилизовался в 1947 году. Ровно через десять лет был удостоен звания Героя за доблестный труд в лесном хозяйстве. С лесом связана вся его трудовая биография. Сначала Александр работал под Тюменью в Заводоуковском леспромхозе, а затем - почти три десятка лет - в таежном Кондинском районе Югры.
Еще один кавалер ордена Красной Звезды Петр Гурушкин, родившийся в одном из сел Сладковского района, после войны вернулся на малую родину и прославился как труженик-аграрий. Долгие годы управляемая Петром молочно-товарная ферма в совхозе "Маслянский" гремела на весь регион.
В Тюмени сейчас очень много внимания уделяют сибирякам, приближавшим Победу ратным трудом, полной самоотдачей, неважно где - в цехе, поле или в госпитале. С поразительной скоростью было смонтировано оборудование эвакуированного из подмосковного Подольска аккумуляторного завода. Работы шли практически круглосуточно. Полгода отвели на запуск производства, но стартовать удалось уже через два месяца. За время войны предприятие выпустило свыше полумиллиона аккумуляторов. А киевский завод № 5 "Цепи Галля" на новом месте был введен в строй всего через месяц с небольшим после отправки с Украины. На его станках тюменцы наладили выпуск пистолетов-пулеметов ППШ. Кстати, на многих предприятиях за станки и верстаки вставали школьники, начиная с 10-11-летних. Так, на фанерном комбинате лучшей считалась бригада ученика четвертого класса Бори Ильинского.
Немало тюменцев помнят выдающегося хирурга, заслуженного врача РСФСР, орденоносца Павла Сазонова. Первых раненых бойцов город принял летом 1941-го, затем сюда стали прибывать целые эшелоны с красными крестами. Всего под госпитали в Тюмени отдали 26 зданий. Можно представить, какая нагрузка легла на медиков. Под руководством Павла Сазонова было проведено около пяти тысяч операций, в том числе сложнейших. Из них примерно половину Павел сделал лично. Врачи, фельдшеры и медсестры несли 12-часовую смену, а порой, когда случался наплыв пациентов, сутками не выходили из палат, перевязочных и операционных. Статистика такова: 72,3 процента раненых и 90 процентов больных воинов возвратились из тюменских госпиталей в строй.