Отличительная черта Хоровой программы этого года - оригинальность представленных коллективов из разных стран мира. Сам гала-концерт превратился в "парад" высокопрофессиональных хоров, "хоровую Олимпиаду", где каждый участник показал свое мастерство, яркую индивидуальность и особенности исполнительской культуры своего народа.
В хоровом действе, развернувшемся в Концертном зале Чайковского, певцы не только находились на привычных станках, но и перемещались по залу; некоторые коллективы пели в проходах амфитеатра, другие неожиданно появлялись в партере. Публика постоянно оказывалась внутри разных "хоровых организмов", что усиливало восприятие музыки и создавало необычные звуковые ощущения.
Мужской хор "Сванхольм Сингерс" разыграл сценку из народной жизни; солировала единственная женщина - она же дирижер - София Содерберг. Волевая манера ее дирижерского жеста контрастировала с "северным" прохладным тембром ее голоса. Представление дирижера об идеальном звучании собственного коллектива связано, прежде всего, с жесткой дисциплиной и большим количеством репетиций: "Наш коллектив больше специализируется на исполнении современной академической музыки, это требует высочайшей техники исполнения, это очень большая работа!", - пояснила она.
Вокальный ансамбль из Литвы "Акусто" буквально заворожил зал стереофоническими звуковыми эффектами, исполняя сложнейшую музыку литовского композитора Вацловаса Аугустинаса, а Пражский детский хор, напротив, покорил простотой и безыскусностью звучания народных моравских песен.
Женский хор из Болгарии вышел в национальных одеждах; каждое платье участниц представляло собой настоящий арт-объект! Дирижер коллектива Ваня Монева - продюсер Болгарского национального радио и профессор Музыкальной академии в Софии - имеет классическое музыкальное образование, и считает, что петь музыку разных стилей и жанров безумно интересно. В репертуаре хора, носящего ее имя, - духовные песнопения, светская музыка, этно-джаз и даже симфонические произведения: "В Россию на Пасхальный фестиваль, - говорит дирижер, - мы привезли сочинения болгарских авторов: Иоанна Кукузеля, жившего на рубеже XIII-XIV вв., церковного композитора XX столетия Петра Динева и исследователя болгарской церковной и народной музыки рубежа XIX-XX вв. Добри Христова. Нам очень нравится петь и музыку русских авторов - Бортнянского, Чеснокова, Архангельского, Извекова. Их произведения невероятно красивы, богаты полифонически и гармонически... Есть определенная специфика в народной манере исполнения: сопрано в болгарском женском хоре должны звучать ближе к дискантам; это очень естественный и живой звук, - сплошной солнечный свет и яркие краски! Но, когда мы поем духовную музыку (а в ее звучании должно присутствовать смирение и глубина), - это совершенно другое звукоизвлечение: голоса становятся мягкими, душевными, достигается иной колорит"!..
Выступления каждого коллектива предварялось колокольным звоном, что придавало особую торжественность появлению новых исполнителей.
Виталий Соболевский, Художественный руководитель и главный дирижер Свято-Духова кафедрального собора города Минска подчеркнул праздничную атмосферу гала-концерта: "Наше выступление проходит в пасхальные дни, когда во всех храмах звучит вечно живое "Христос Воскресе", и то, что Фестиваль приурочен к самому Светлому празднику и назван в честь него, это замечательно...".
В завершении концерта современную венгерскую духовную музыку представил Хор девочек "Про музыка". Высочайший технический уровень, легкость и непринужденность в исполнении вызвали настоящую овацию в зале.
Хоровая программа XVIII Московского Пасхального фестиваля открылась 29 апреля, в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя.
Выступления участников проходят на концертных площадках и в храмах Москвы и Подмосковье, а также в Твери, Владивостоке, Муроме, Ростове Великом и Туле.